Лидер абхазской оппозиции Аслан Бжания (в центре) выздоровел, вернулся и победил. Фото РИА Новости
Президент Абхазии Рауль Хаджимба под давлением оппозиции подал в отставку, а 22 марта в частично признанной республике состоятся новые выборы главы государства. Парламент принял отставку Хаджимба, а также вице-президента Аслана Барциц. Депутаты большинством голосов назначили и.о.президента премьер-министра Валерия Бганба. Таков итог противостояния властей и оппозиции, продолжавшегося меньше недели.
Впрочем, говорить о недельном кризисе, наверное, неправильно. Он скорее начался с момента провозглашения ЦИКом Рауля Хаджимба победителем второго тура выборов, состоявшегося 8 сентября 2019 года, и президентом Абхазии на второй срок.
Тогда действующий президент Хаджимба набрал 47% голосов, тогда как для продления срока полномочий по закону нужны были 50% плюс один голос от числа всех проголосовавших. И если недостачу 3% голосов ЦИК счел незначительной помехой для объявления Хаджимба победителем и президентом, то оппозиция придерживалась иного мнения и обратилась в судебные инстанции, «не забывая» об уличных акциях протеста, которые, по ее мнению, должны были держать абхазскую Фемиду в тонусе.
Пик акций пришелся на 9 января, когда в Сухуми после продолжительного лечения, вызванного отравлением, вернулся лидер оппозиции Аслан Бжания. Именно состояние здоровья не позволило ему принять участие в президентских выборах летом 2019 года, в которых он наряду с Хаджимба считался фаворитом. В определенных абхазских кругах ответственность за происшествие – кроме Бжания аналогичные отравления получили двое сотрудников его охраны – была возложена на власть, готовую любым способом избавиться от опасного конкурента.
Бжания возвращение в Абхазию объяснил желанием положить конец политическому кризису. На деле же это выразилось в том, что оппозиция, вдохновленная его появлением, захватила здание администрации президента, а Рауль Хаджимба перебазировался в загородную резиденцию, расположенную в нескольких километрах от абхазской столицы.
Перелом наступил уже 10 января, когда парламент Абхазии поддержал оппозицию и призвал Рауля Хаджимба подать в отставку ради стабилизации ситуации. Это обращение вызвало цепную реакцию – Верховный суд отменил итоги второго тура выборов и утвердил решение об отстранении Хаджимба с поста президента, а ЦИК вердикт принял к сведению и объявил о проведении новых президентских выборов 22 марта, хотя оппозиция поначалу требовала провести их 21 марта. Впрочем, на такой мелочи противники Хаджимба заострять внимание не стали и направились к загородной резиденции, требуя, чтобы президент не затягивал попусту время и объявил об отставке.
Рауль Хаджимба, предъявляя всецело овладевшей инициативой Объединенной оппозиции различные условия, которые та заведомо выполнять не собиралась, покидал пост президента медленно и мучительно. Так, как и шел к власти. Ведь он возглавил Абхазию только с четвертой попытки. Причем, вынудив Александра Анкваб 1 июня 2014 года подать в отставку и впоследствии выиграв досрочные выборы, Хаджимба, по сути, запустил бумеранг, который вернулся к нему спустя пять с лишним лет. Как мрачно иронизирует сухумский политолог Инал Хашиг, в Абхазии, похоже, президентом становится тот, кому удается захватить здание администрации. Если следовать этой примете, то пятым президентом Абхазии должен стать Аслан Бжания.
Бжания до последнего момента на вопрос об участии в выборах отвечал уклончиво. Зато гарантировал Раулю Хаджимба все конституционные права, положенные экс-президенту. Бжания известен как сторонник тесной интеграции с Россией, но одновременно и как адепт максимальной экономической самостоятельности Абхазии – «нельзя находиться на иждивении». Добиться же успехов в экономике Бжания намерен за счет реформ всех отраслей, стимулирования сельского хозяйства до полного самообеспечения республики собственными продуктами.
Он выступает за предоставление права на приобретение недвижимости в республике гражданам РФ, а также за возобновление железнодорожного сообщения в грузинском направлении, полагая необходимым налаживание торговых отношений не только с бывшей метрополией, но и с Арменией и Ираном, а также считая недальновидным фактический отказ от транзитных поступлений при неработающей железной дороге. Имеющий родственников других национальностей, Аслан Бжания считается толерантным в данном вопросе – сенситивном в абхазском обществе. Очевидно, что по меньшей мере на первых порах ему всецело обеспечена политическая поддержка такого авторитетного тяжеловеса, как третий президент Абхазии Александр Анкваб.
комментарии(0)