Петр Порошенко требует призвать власть к ответу за прямые газовые договоры. Фото Reuters
Еще не подписанные газовые контракты между «Газпромом» и «Нафтогазом» вызывают много споров в Украине. Часть оппозиции обвиняет команду президента Владимира Зеленского в предательстве национальных интересов. Власть считает договоренности выгодными Украине. Но опасается, что российская сторона предварительно согласилась подписать документы только для того, чтобы решить вопрос с завершением строительства «Северного потока – 2».
Пресс-служба «Нафтогаза» сообщила, что сейчас разрабатываются проекты ряда документов, подписание которых предусмотрено протоколом о намерениях: «Соглашение об урегулировании взаимных претензий, договор об организации транзита между «Нафтогазом» и «Газпромом», договор бронирования мощностей между «Нафтогазом» и ООО «Оператор ГТС Украины».
«Нафтогаз» выступит посредником между российской компанией и украинским оператором ГТС. Смысл в том, что национальная компания возьмет на себя все риски, связанные с возможным изменением ситуации в Украине. «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ), согласно официальному сообщению, тоже готовит договор – о взаимодействии операторов сетей с «Газпромом». Экономический обозреватель Дмитрий Литвин, которого цитирует издание «Страна», отметил, что пока этот договор не будет подписан, речь не может идти ни о каких прямых поставках российского газа в Украину. «По состоянию договорной базы на сегодня они (компании, которые якобы договорились о покупке российского газа напрямую. – «НГ») этот газ могут завозить в Украину разве что в чемоданах. Чтобы прямые поставки компаниями работали, должно быть подписано специальное соглашение об объединении сетей». Эксперт отметил, что речь идет о европейской практике.
Украинские источники отмечают, что Киев изначально хотел ввести европейские правила на своем рынке с 2020 года. Это предполагало бы, что европейские компании покупали бы газ на российско-украинской границе, а не на западной границе Украины, как было до сих пор. Транспортировкой по украинской территории занималась бы компания ОГТСУ. Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко подтвердил в эфире «Громадського», что вопрос о переносе точки передачи газа с западной на восточную границу Украины обсуждался. Но договоренность не была достигнута: «К сожалению, не удалось этого достичь, потому что эта европейская компания пока отказалась… Но мы ожидаем, что многие европейские компании, которые раньше получали газ от «Газпрома» в Словакии, Австрии, Франции, Германии, Италии, будут получать газ на границе Украины и России и смогут потом его продавать в том числе и в Украине». Для украинских потребителей это означало бы удешевление газа без прямых контрактов с «Газпромом».
Однако возможность таких перемен должна быть отражена в новом контракте. Протокол о намерениях предполагал, что «Нафтогаз» и «Газпром» заключат его на пять лет с возможностью пролонгации еще на 10 лет. В первый год российская сторона обязуется транспортировать по ГТС Украины 65 млрд куб. м газа, в следующие годы – по 40 млрд куб. м.
Министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель написал в колонке для «Экономической правды», что Украина рассчитывает получать за транзит ориентировочно 3 млрд долл. в год. Напомнив, что «Газпром» заявил о намерении выплатить почти 3 млрд долл. по решению Стокгольмского арбитражного суда, министр подсчитал: «Итак, в пятилетней перспективе мы получим около 18 млрд долл., из них 3 млрд живыми деньгами, уже до нового года. И это без каких-либо кабальных условий относительно покупки российского газа». Оржель указал еще на один положительный момент: «Военное противостояние (в Донбассе. – «НГ») все еще длится. Поэтому украинские трубы, обеспечивающие Европу газом, – хороший аргумент для того, чтобы решать конфликт, а не идти на его эскалацию».
Пятый президент Украины Петр Порошенко, возглавляющий оппозиционную партию «Европейская солидарность», не видит ничего хорошего в предварительных газовых договоренностях. Он считает, что команда Зеленского пересекла «красные линии» – то есть вступила в некие тайные договоренности с российской стороной в ущерб национальным интересам Украины. Об этом Порошенко заявил в эфире телеканала «Украина». Он отметил, что Киев имел сильные переговорные позиции (включая новую ситуацию со строительством «Северного потока – 2»), но не использовал их. Особое возмущение пятого президента вызвало решение украинской стороны получить 3 млрд долл. по решению арбитражного суда, отозвав иски против «Газпрома» на 12 млрд долл. «Подчеркиваю, если вы один раз отказались от данного иска, по правилам Стокгольмского арбитража вы не имеете права возвращаться к ним», – сказал Порошенко.
Кроме того, оппозиционный политик обратил внимание на сообщения СМИ о том, что пять украинских компаний якобы уже договорились о покупке газа у «Газпрома». Названия компаний не сообщаются. «Партия «Европейская солидарность» будет требовать немедленного созыва заседания Совета национальной безопасности и обороны и введения санкций против прямых поставок газа из России… Хочу подчеркнуть, это не коммерческие контракты. Эти контракты – политические. Путин своей «пятой колонне» продает газ со значительной скидкой, для того чтобы от сверхприбылей на газовом рынке Украины финансировались эти политические партии, для подрыва основ государственности Украины», – заявил Порошенко.
В ходе совещания в российском правительстве вице-премьер Дмитрий Козак опроверг информацию о прямых поставках российского газа в Украину. Разгорающийся в Киеве скандал он назвал бурей в стакане: «…по поводу того, что есть какие-то пять контрактов с украинскими компаниями, которым мы будем поставлять газ. Это не соответствует действительности. У нас – никаких контрактов, помимо договоренностей с правительством Украины, мы не намерены поставлять, будем действовать строго в рамках этого протокола».
Украинский эксперт по энергетическим вопросам, попросивший не называть его имени, сказал «НГ», что в случае, если все готовящиеся документы будут подписаны «Газпромом» и «Нафтогазом», прямые контракты не исключены. «Европейские правила, на которые мы переходим, предполагают, что на рынке может быть не более 30% газа от одного поставщика», – уточнил он.
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич написал в колонке для издания «Главред»: «Ирония в том, что для простого потребителя поставка газа напрямую из РФ более выгодна, так как для него такой газ будет стоить дешевле, чем тот, который поставляют по реверсу из Европы через швейцарские компании-прокладки. Но неизвестно, пойдет ли на это «Нафтогаз», так как есть решение Совета нацбезопасности и обороны от 2 декабря, согласно которому объемы поставок газа из одного источника не должны превышать 30% от общих поставок газа».
Говоря о реакции Порошенко на информацию о готовящихся контрактах, Марунич задал риторический вопрос, лучше ли отказаться от подписания документов: «В конце концов, какая была альтернатива – вообще ничего не подписывать и устроить газовый кризис в Европе?» Эксперт подтвердил слова представителей украинского правительства о том, что иск на 12 млрд долл., который будет отозван, готовился на тот случай, если бы «Газпром» вообще отказался от транзита по украинской ГТС.
Кстати, в «Нафтогазе» опасаются, что иск будет отозван, а новый контракт не подписан (в таком случае повторно подать тот же иск нельзя). Исполнительный директор украинской компании сказал «Громадському», что риск существует: «Если мы откажемся от новых исков (а мы должны это сделать, если транзит останется…), а потом транзита не будет – получится, что мы отказались от исков без всякого смысла, это очень большой риск». Чтобы минимизировать его, украинская сторона разрабатывает систему договоров: «И это сложное такое дело, поэтому есть риск, что даже достигнутые договоренности не будут реализованы. Я надеюсь, что конструктивная работа, добросовестная работа со всех сторон сделает так, чтобы этого не произошло».
Во вторник пресс-служба «Нафтогаза» обнародовала заявление, в котором допускалось, что «вся история с желанием россиян договориться – это ширма для спасения «Северного потока – 2». Мы ранее никогда не видели такой активности в Вашингтоне в дипломатических, лоббистских, бизнес-кругах относительно этого проекта».
Украинский министр Алексей Оржель в своей колонке отметил: «Пока у нас на руках нет подписанных договоров, случиться может что угодно». Он признал, что подписание может сорваться в последний момент, и Украина к этому готова.
Киев
комментарии(0)