Премьер-министр Алексей Гончарук приветствовал подписание протокола о намерениях транзита российского газа в ЕС. Фото с сайта www.kmu.gov.ua
В Украине считают хорошей новостью скорое подписание контракта на транзит российского газа. Акцент делается на том, что с 1 января не будет новой газовой войны. Однако нюансы предварительных договоренностей вызывают споры. Соратники Петра Порошенко собираются снова, как и накануне саммита «нормандской четверки», начертить команде Зеленского «красные линии», которые нельзя пересекать при подписании документов.
Протокол о намерениях, согласованный в конце прошлой недели на уровне отраслевых министерств, «Газпрома» и «Нафтогаза», предполагает, что стороны подпишут новый транзитный контракт на пять лет с возможностью пролонгации на тех же условиях еще на 10 лет, то есть до 2035 года. Напомним, «Газпром» предлагал заключить соглашение на 1 год, «Нафтогаз» рассчитывал на 10-летний контракт. Поэтому 5 лет – это компромиссный вариант.
Согласно протоколу, в 2020 году «Газпром» обязуется транспортировать по украинской территории 65 млрд куб. м газа в ЕС, в следующие четыре года – не менее 40 млрд куб. м ежегодно. Объемы гарантированного транзита всегда были камнем преткновения на переговорах, ведь недостаточная загрузка украинской газотранспортной системы (ГТС) сделает ее работу убыточной. Эксперт по энергетическим вопросам, один из основателей украинского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что договоренности об объемах не в полной мере удовлетворяют Киев: «Транзит объемом 40 млрд куб. м создает ситуацию сверхнормативной эксплуатации магистральных газопроводов, что приведет к ускоренному износу оборудования».
Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко отметил на своей странице в соцсети, что объемы транзита могут быть увеличены: «Определены транзитные мощности на пять лет, за которые «Газпром» гарантированно должен заплатить. Но объемы транзита могут быть и больше, просто нужно будет дополнительно их бронировать (и платить по значительно более высокому тарифу) в год / квартал / месяц / на сутки вперед».
Проектные мощности украинской ГТС позволяют транспортировать более 100 млрд куб. м газа в год. В 2010–2011 годах транзит действительно достиг таких показателей. Но уже в 2013–2014 годы объемы значительно снизились – до 62 млрд куб. м в год. В 2018–2019 годах «Газпром» снова нарастил поставку в ЕС по украинскому маршруту примерно до 90 млрд куб. м газа в год. То есть готовящийся контракт предполагает уменьшение объема, но заложенные показатели касаются только гарантированных поставок.
Что касается рентабельности украинской ГТС, то эксперты отмечают важный нюанс – тарифы на транзит пока не названы. Украинские чиновники отмечают, что цена будет рыночной. В этом году действует тариф на транзит российского газа – 2,61 долл. (с НДС) за транспортировку 1 тыс. куб. м на 100 км. В сентябре «Нафтогаз» представил расчеты о новых тарифах – в зависимости от объемов бронирования. Предполагалось, что при бронировании 60 млрд куб. м украинских транзитных мощностей тариф составит 3,21 долл. за транспортировку 1 тыс. куб. м на 100 км, при бронировании 90 млрд куб. м – 2,56 долл. Российская сторона ранее не соглашалась с такой ценой, считая ее завышенной.
До подписания контракта «Нафтогаз» и «Газпром» вряд ли будут раскрывать информацию о финансовой части договоренностей. Переговоры еще продолжаются, сообщил на выходных руководитель компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон. Именно эта компания будет заниматься вопросами транзита. Но подпись под контрактом с украинской стороны поставит все же «Нафтогаз». Витренко пояснил, что в данном случае «Нафтогаз» выступит посредником между «Газпромом» и «Оператором ГТС Украины». То есть «Газпром» будет платить за транзит «Нафтогазу» (согласно указанному в контракте тарифу), а украинская национальная компания, в свою очередь, будет платить отдельной структуре – «Оператору ГТС Украины» – по тарифам, установленным украинским регулятором. «Зачем нужен «Нафтогаз» между «Газпромом» и оператором (украинской компанией, управляющей ГТС. – «НГ»)? Дело в том, что «Газпром» не готов работать по стандартному договору и брать на себя все риски украинского законодательства и регулирования, особенно риски изменений в нормативно-правовой базе, которые могут произойти каждый день. «Нафтогаз» более приспособлен к таким рискам, поскольку это национальная компания, акционером которой является украинское правительство», – пояснил Витренко.
Премьер-министр Украины Алексей Гончарук приветствовал подписание протокола о намерениях: «Правительственная делегация успешно завершила переговоры о подписании нового контракта о транзите российского газа в ЕС. В связи с этим мы получим контракт на пять лет с достаточными объемами, чтобы Украина и Европа чувствовали себя безопасно в плане энергетики». Гончарук отметил, что тарифы, установленные по европейским правилам, означают, что «зимой цена на газ (в Украине. – «НГ») расти не будет. Это дает нам возможность снизить цифру в платежке за коммунальные услуги и за отопление».
Никакой прямой связи между транзитом и ценами на внутреннем рынке нет, отмечают эксперты. Ведь стороны даже не обсуждают второй контракт – на прямые поставки российского газа в Украину (цена на который, как заявил в ходе итоговой пресс-конференции президент Владимир Путин, могла бы снизиться на 25%). По словам экспертов, хорошая ситуация, о которой заявил Гончарук, сложилась, во-первых, потому что «Нафтогаз», опасаясь газовой войны, сделал запасы газа в хранилищах. Во-вторых, сможет дополнительно закупить газ за те 2,9 млрд долл., которые согласился выплатить «Газпром» (согласно принятому в 2017 году решению Стокгольмского арбитражного суда).
Вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак, по сообщению ТАСС, заверил, что договоренность о выплате этой суммы не следует рассматривать как уступку: «Это взаимоприемлемое решение, которое выверено, и оно является выгодным всем». Он считает, что конструктивная позиция украинской делегации открыла даже не окно, а «форточку возможностей» для решения ряда проблем. Украинская сторона, в свою очередь, собирается отменить прочие претензии к «Газпрому». Глава отраслевого министерства Алексей Оржель отметил: «Пакетное решение предполагает пересмотр будущих арбитражей, они будут отозваны». Эксперты отмечают, что Киев отзовет подготовленный новый иск в Стокгольмский арбитраж на сумму около 12 млрд долл. и откажется от претензий (в размере около 6 мдрд долл.), связанных с принятым ранее решением Антимонопольного комитета Украины.
Противники Зеленского уже заявили, что Украина согласилась получить 3 млрд долл., отказавшись от в шесть раз больших исков. Инвестбанкир Сергей Фурса в колонке для «Нового времени» отметил: «Сначала об этих исках (подготовленных в 2019 году. – «НГ»). Они были основаны на том, что Украина понесет потери в том случае, если не будет транзита по нашей ГТС. Так как транзит будет, по крайней мере в ближайшие пять лет, то потерь от остановки прокачки газа не будет. А значит, и нет предмета исков... Это не уступка Украины». Со стороны «Газпрома» выплата 3 млрд долл. Украине тоже не является уступкой, отметил Фурса, указав, что решение принималось Стокгольмским арбитражным судом: «Рано или поздно «Нафтогаз» добился бы этих денег от «Газпрома», замораживая и продавая его активы. Но это был бы сложный трудоемкий процесс». В целом в Киеве положительно оценивают тот факт, что в последние дни действия старого контракта стороны смогли вырулить из тупика и избежать нового газового кризиса. «Соглашение о транзите газа – это, безусловно, хороший результат. И заслуга Зеленского в этом – неоценима», – написал в своем блоге Юрий Корольчук, заметив, что результат мог бы быть гораздо лучше для Украины: «...негативную роль сыграл глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, которого в конце переговоров наконец отстранили от переговорного процесса».
Напомним, в период подготовки к переговорам об урегулировании в Донбассе о «красных линиях» заявлялось на митинге в центре Киева. Те, кто подозревал Владимира Зеленского в намерении капитулировать, объявили бессрочную акцию у здания президентского офиса. Но погасили костры и свернули палатки сразу после пресс-конференции по итогам саммита в Нормандском формате. В начале декабря на митингах впервые прозвучали опасения, что Зеленский «сдаст национальные интересы в обмен за дешевый газ». Как известно, тема газа была затронута президентами Украины и РФ, но детально не обсуждалась.
Тем не менее именно Зеленскому сейчас снова говорят о «красных линиях» при подписании газовых контрактов. Алексей Гончаренко, депутат от партии «Европейская солидарность» Петра Порошенко, отметил: «Команда Зеленского, имея выигрышную переговорную позицию, фактически согласилась на медленную смерть украинской ГТС». Он сказал, что Украину не могут устроить оговоренные объемы транзита. Судя по тому, что предыдущие митинги завершились, украинцы не готовы протестовать. «Ключевой итог – газовой войны не будет», – написал инвестбанкир Сергей Фурса.
Киев
комментарии(0)