Александр Лукашенко не примет условий Москвы, если они будут угрожать его неограниченной власти. Фото Reuters
Александр Лукашенко утверждает, что Москва и Минск «концептуально» договорились по вопросам поставки энергоносителей. Цены на них для Белоруссии как минимум не вырастут. «Углубить интеграцию» в этом году, вероятно, не удастся, полагают эксперты.
По окончании встречи с президентом России Владимиром Путиным президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что стороны ее результатами удовлетворены. «Все довольны. И президент России, и президент Беларуси. И межправительственная группа. В целом мы удовлетворены ходом и результатами», – сказал он.
Что касается конкретики, то он пояснил, что «концептуально договорились» по вопросам поставки энергоносителей.
В частности, о том, что в будущем году Белоруссия сможет закупить в России 20 млрд куб. м газа и 24–25 млн т нефти. При этом «цены будут не выше уровня текущего, 2019 года». Что касается точных цифр, то по нефти они будут названы «в течение двух дней», по газу – двух-трех. «Во вторник в «Газпроме» специалисты встретятся, и уже будут конкретные цифры, но в целом цена остается на уровне текущего года», – заявил Александр Лукашенко. Переговоры об углублении интеграции Александр Лукашенко комментировать не стал. О них сообщил по окончании переговоров глава Минэкономразвития России Максим Орешкин. «У нас сейчас по результатам сегодняшних переговоров осталось три группы вопросов, которые блокируют финальные договоренности. Это договоренности в нефтяной, газовой и налоговой сферах. Три группы вопросов, которые осталось решить, чтобы финализировать все «дорожные карты», – сказал он.
Таким образом, есть основания говорить о том, что Белоруссии не удалось снизить цену на газ с нынешних 127 долл. за тонну ни до 100, ни тем более до 73 долл., по которым получает его граничащая с Белоруссией Смоленская область. В вопросах нефти камнем преткновения была компенсация потерь Белоруссии от российского налогового маневра, в результате проведения которого стоимость тонны нефти для Белоруссии должна увеличиться в 2020 году на 17,7 долл. Ранее посол Белоруссии в России Владимир Семашко утверждал, что повышения цены в будущем году удастся избежать (или хотя бы уменьшить) за счет пересмотра формулы ценообразования. Если «дорожные карты» по сотрудничеству в нефтяной сфере не подписаны, значит, вопрос полной компенсации потерь и системное решение этого вопроса на весь период проведения налогового маневра не решен, полагают в Минске. Как и прогнозировали эксперты ранее, при отсутствии стратегических договоренностей стороны вынуждены будут принять некий временный вариант. В противном случае с начала года Белоруссия может остаться без газа.
Из слов Александра Лукашенко следовало, что относительно дальнейших переговоров Москвы и Минска никаких конкретных планов нет. «Если понадобится, да. Мы с ним переговорим по телефону в ближайшее время. Есть у нас там пара проблем, которые мы должны разрешить, – президентские вопросы. И в результате разговора, если нам понадобится встреча, конечно, мы в любое время, в любом месте, в России или в Беларуси, встретимся», – рассказал Александр Лукашенко. Это значит, что документы по углублению интеграции подписывать в этом году не планируется.
Напомним, что накануне Владимир Путин довольно четко сформулировал условия, при которых Белоруссия может получить равные с Россией цены на энергоносители. В частности, после того как будут приняты «общие правила в виде законов, в том числе в сфере налого-обложения, в сфере дотационной политики, в сфере поддержки из бюджетов различных уровней тех или иных отраслей». Для этого, в свою очередь, нужны «общие наднациональные органы». «В условиях недорешенности вопроса союзного строительства было бы с нашей стороны ошибочно» дотировать белорусскую экономику, предоставляя ей такие же цены на энергоносители, как потребителям Смоленской области, заявил Владимир Путин. По его словам, у России есть политическая воля и желание углублять интеграцию, в то время как у Белоруссии нет.
Эксперты в Минске уверены, что условия, сформулированные Москвой, Александр Лукашенко не примет, поскольку они означают не только потерю суверенитета, но и его личной и неограниченной власти. «Беларусь не станет в экономическом смысле Смоленщиной, Россия не даст Беларуси не только того, что дает Смоленщине, но и кое-что из того, что раньше давала суверенному союзнику», – прогнозирует дальнейшее развитие событий политолог Валерий Карбалевич.
Впрочем, некоторые эксперты не исключают, что что-то подписать в перспективе, уже за пределами этого года официальному Минску придется. «Думаю, что некая программа в конце концов подписана будет. На то, чтобы просто отказаться от подписания вообще, Минск вряд ли пойдет», – полагает политический аналитик Юрий Дракохруст. Однако согласование будет длительным и мучительным. Минск будет бороться за каждую запятую, уверен Дракохруст. «Будут тягомотина переговоров и сокращение российской поддержки», – полагает он.
В отношениях Минска и Москвы наступает момент истины, считает политический обозреватель Александр Класковский. «Если российская поддержка сокращается, то белорусскому руководству вовсе нет резона усердствовать по части «углубления интеграции», – считает он. В этой ситуации самым безопасным для сохранения суверенитета был бы вариант консервации союзнических отношений, а далее – формирование такой модели экономики, которая не зависит от российских дотаций. Однако в этом случае нужно проводить реформы, а это также угроза неограниченной президентской власти.
«В итоге Лукашенко, как Мюнхгаузен в старом мультике, оказался между крокодилом и львом. И скорее всего выберет излюбленную тактику – лавировать и увертываться», – полагает Александр Класковский.
Минск
комментарии(0)