Александр Стояногло пообещал, что прокуратура больше не будет мешать бизнесу. Фото с сайта www.presedinte.md
Грецкие орехи стали первым экспортным продуктом в Молдавии, который пошел на Запад. И сейчас они остаются востребованными на европейском рынке, прежде всего в Германии, и приносят немалую прибыль владельцам отрасли. По словам генпрокурора Молдавии Александра Стояногло, ореховый бизнес прибрал к рукам Павел Филип в бытность премьер-министром, отняв его у мелких компаний и фермеров. Сегодня Гепрокуратура расследует ореховую аферу, приравненную к краже миллиарда долларов из молдавских банков, которая пока остается нераскрытой.
Банковское мошенничество, названное кражей века, произошло в 2012 –2013 годах, разорило три молдавских банка и пенсионеров, которые хранили в них деньги на депозитах, свалило три правительства, главы которых оказались в той или иной мере причастными к афере, но так и осталось нераскрытым. Хотя американское детективное агентство Kroll занималось этим делом и подготовило по нему два доклада. В конце сентября нынешнего года председатель парламентской следственной комиссии по расследованию «кражи века» Александр Слусарь получил от Kroll несколько документов с указанием получателей украденных денег. К ним, как сообщили в парламенте республики, относятся бывший лидер Демократической партии, олигарх Владимир Плахотнюк, бывший премьер-министр Влад Филат и люди из его окружения, а также депутаты Марина Таубер и Регина Апостолова.
В середине июля лидер «Нашей партии» мэр города Бельцы Ренато Усатый, по его словам, получил полную версию отчета Kroll -2. Он опубликовал на своей странице в Facebook фотографии документов, где впервые упоминался Владимир Плахотнюк. Известно, что после смены власти в Молдавии минувшим летом Плахотнюк покинул страну. Говорили, что он обосновался в США. На днях генпрокурор Стояногло сообщил, что США согласились рассмотреть запрос молдавских властей об экстрадиции Плахотнюка. А пока с дела о краже миллиарда долларов новые прокуроры смахнули пыль. По мнению молдавских адвокатов, у нового генерального прокурора Александра Стояногло нет другого выбора, кроме как потребовать пересмотра этого нашумевшего дела, передает интернет-портал IPN.
Адвокат Валериу Плешка считает, что «в противном случае Александр Стояногло станет в ряд прокуроров, которые в случае с делом о краже миллиарда скрывали его в течение пяти лет и не нашли, по сути, ни копейки из украденной суммы».
Александр Стояногло сообщил по этому поводу следующее: «На прошлой неделе состоялось заседание Высшего совета безопасности, на котором мы также рассмотрели дело о краже миллиарда. В ближайшие 4–5 месяцев расследования в этом направлении будут активизированы».
В то же время генпрокурор сделал сенсационное заявление по поводу тех, кто ранее должен был заниматься раскрытием преступлений: «Прокуратура PCCOCS (прокуратура по борьбе с оргпреступностью и особым делам. – «НГ») наряду с Антикоррупционой прокуратурой участвовали в уничтожении целых направлений бизнеса». Александр Стояногло сообщил об этом во время передачи Politica на канале TV8. Генпрокурор привел в пример экспорт молдавских орехов за рубеж.
«2–4 года назад на этом рынке произошли очень серьезные изменения, вследствие которых он был практически монополизирован. В результате в три раза упали цены на орех на внутреннем рынке, упал экспорт орехов, поступления доходов в бюджет и прочее. Все эти дела в отношении экспортеров (орехов. – «НГ») возбудила прокуратура PCCOCS. Деятельность фирм была приостановлена, арестованы на сотни тысяч долларов орехи, которые все испортились» – заявил генпрокурор.
Александр Стояногло отметил, что он инициировал проверку в Прокуратуре по борьбе с оргпреступностью и особым делам, и теперь истории с экспортерами орехов изучаются.
«В 2015 году на рынке грецкого ореха активно работали пять крупных компаний. В 2016 году приближенные к правительству Филипа захотели увеличить свою долю на рынке… Парламентская комиссия получила подтверждение, что просили 1000 долл. за каждый экспортируемый грузовик с ядром грецкого ореха, или 0,5 цента за килограмм ядра. Далее последовал передел рынка. Компании, во главе которых стояли родственники Павла Филипа, выиграли. Компания Monicol утроила свой экспорт всего за один год. Руководство компании имеет родственные связи с Павлом Филипом», – заявил ранее председатель экономической комиссии парламента Игор Мунтяну.
Генпрокурор пообещал, что Антикоррупционная прокуратура и Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам больше не будут вмешиваться в деятельность молдавских бизнесменов. «Мы должны перестать делать это. Это наносит ущерб бизнесу, наносит ущерб национальной экономике. Я говорил со всеми структурами, имеющими к этому отношение. На той неделе я узнал, что дела начали закрывать. Они должны понимать, что бизнес должен развиваться в соответствии со стандартами экономики», – отметил глава Генпрокуратуры.
«Мы больше не будем устраивать шоу с масками, не будем запугивать предпринимателей. Если мы получим от Налоговой службы данные о нарушениях, мы вмешаемся. Но это не значит, что мы посадим их в тюрьму. Тюрьма № 13 и так уже переполнена», – сказал Стояногло.
Публицист Дмитрий Чубашенко проанализировал первые шаги Александра Стояногло на посту генерального прокурора и отчаянное сопротивление, оказываемое ему «организованными преступными группировками», некогда подконтрольными режиму Плахотнюка, передает агентство omg.md.
«Во времена «захваченного государства» (в свое время глава Совета Европы Турбьерн Ягланд назвал Молдавию «государством, захваченным олигархами». – «НГ»), «режима Плахотнюка», органы прокуратуры представляли собой две крупные организованные преступные группировки в лице Антикоррупционной прокуратуры и Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью, которые воевали между собой, творили беспредел, возбуждали и закрывали по заказу уголовные дела, попирали права людей, уничтожали и захватывали бизнесы, обогащались и не подчинялись никому, кроме некоего неформального, незаконного центра, которым мог быть только офис самого Плахотнюка. С приходом Стояногло, назначившим проверки в обеих прокуратурах, по крайней мере глава одной из них, Виорел Морарь, попытался устроить путч, отказавшись выполнять приказ генпрокурора о своем отстранении от должности, очевидно с целью замести следы и уйти от ответственности за тот хаос, бардак и беззаконие, которые процветали в подчиненном ему ведомстве. Этот путч был подавлен, Стояногло начал методично наводить порядок в структурах прокуратуры. Происходящее подтверждает, что никакие представители гражданского общества, рвавшиеся к руководству Генпрокуратуры, не были бы в состоянии сломать сопротивление «волков», которые засели в специализированных прокуратурах. Для этого нужен «волкодав», а не породистые «щенки», которые бы только звонко «тявкали» на телевизионных шоу», – написал Чубашенко в своей публикации в соцсети.
«Стояногло подтвердил свою главную цель – очистить органы прокуратуры, сделать их функциональными, независимыми от политических влияний, и есть шанс, что у него это получится», – отметил журналист.
комментарии(0)