0
7972
Газета СНГ Печатная версия

12.12.2019 20:35:00

"День сурка" в Верховной раде

Украинские депутаты проголосовали за проведение в Донбассе выборов 7 декабря 2014 года

Тэги: украина, верховная рада, закон, особый статус, донецк, луганск


украина, верховная рада, закон, особый статус, донецк, луганск Последнюю до новогодних каникул рабочую неделю украинские депутаты проводят в софт-режиме. Фото Reuters

Верховная рада продлила до конца 2020-го срок действия закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (об особом статусе). Решение поддержали 320 депутатов. Их не смутило, что нормы закона привязаны к указанной в тексте дате выборов местных органов власти в Донбассе – 7 декабря 2014-го.

Представители нескольких фракций обратили внимание на дату, называя голосование абсурдным. Однако член партии «Слуга народа» Александр Качура призвал поддержать пролонгацию. По его словам, закон является «чисто техническим», а голосование необходимо как положительный сигнал для украинского общества и зарубежных партнеров. Такие же аргументы в 2017–2018 годах приводила команда Петра Порошенко.

Действие закона дважды продлевали, но на ситуацию это не повлияло. В четверг депутаты-старожилы шутили, что с законом об особом статусе они переживают «день сурка».

Новые предложения команда Владимира Зеленского разработает уже после новогодних праздников, говорят члены правящей партии. Еще до начала состоявшегося в четверг внеочередного заседания Верховной рады представитель Украины в политической подгруппе минской трехсторонней контактной группы Алексей Резников сказал «Громадському», что до марта должно быть выполнено то, о чем договорились лидеры «нормандской четверки» 9 декабря в Париже. В то же время политические советники лидеров Украины, РФ, Германии, Франции, а также главы МИД четырех стран могут обсудить варианты обновления Минских соглашений.

Сейчас за оставшуюся до каникул неделю работы парламента в пленарном режиме депутаты не успели бы принять новый закон. А поэтому решили продлить действие старого, принятого еще в сентябре 2014 года. В самом законе, которым предполагалось наделить широкими полномочиями местные органы власти в Донбассе, было указано, что он принимался только на три года. Предполагалось, что к 2017 году все украинские регионы получат широкие полномочия в рамках объявленной Петром Порошенко децентрализации власти – и отдельный закон для одного региона потеряет смысл.

Впрочем, децентрализация не предполагала и не предполагает предоставления областям такой независимости от Киева, как предусмотрено в законе об особом статусе Донбасса. В нем сказано, что органы местного самоуправления могут заключать с правительством Украины, отдельными министерствами, другими органами исполнительной власти «соглашения об экономическом, социальном, культурном развитии». Статья 7 предусматривает, что государство финансирует Донбасс через целевые программы развития (для этого должна быть предусмотрена отдельная строка в госбюджете). При этом указано, что господдержка заключается также в том, что Донбасс должен получить особый экономический режим. Следующий пункт закона уточняет, что в рамках особого статуса органы власти в Донбассе вправе самостоятельно развивать добрососедские отношения «…с административно-территориальными единицами Российской Федерации – на основании соглашений о приграничном сотрудничестве».

Кроме этого, отдельными нормами закона указано, что в Донбассе «вводится особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, который предусматривает участие органов местного самоуправления в решении этих вопросов»; «решениями городских, поселковых, сельских советов создаются отряды народной милиции». Что касается гуманитарной политики, то Украина, согласно закону, гарантирует «право языкового самоопределения каждого жителя в отдельных районах Донецкой и Луганской областей относительно языка, который он считает родным, выбора языка общения, свободного использования русского или другого языка в общественной и частной жизни».

В этот же закон в 2014 году была вписана и предусмотренная Минскими соглашениями норма об амнистии. Украинская сторона обязалась не допустить «уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания лиц – участников событий на территории Донецкой и Луганской областей».

Однако амнистия и широчайшие полномочия органов местной власти в тексте закона были привязаны к проведению внеочередных местных выборов, которые Верховная рада назначила на начало декабря 2014 года. Идея состояла в том, что жители Донбасса изберут новые советы, которые получат невиданные в Украине полномочия, но в рамках подчиненности центральной власти, – и конфликт будет исчерпан.

Как известно, в Донецке и Луганске отказались подчиняться Киеву и в ноябре 2014 года провели выборы глав и парламентов республик. После чего весной 2015 года уже новый состав Верховной рады внес поправки в закон «Об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». В последней статье появилось уточнение, что закон вступит в силу при условии «выведения всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины». Кроме того, была указана необходимость создания условий полной безопасности для проведения местных выборов, которые, как отметила Верховная рада, должны состояться под контролем международных организаций и в полном соответствии с Конституцией и законами Украины.

Эти условия не признаются и не принимаются Донецком и Луганском. Соответственно закон до сих пор не вступил в силу, хотя считался действующим. Продление срока его действия еще на год не меняет общей ситуации. Об этом заявил в четверг, выступая в украинском парламенте, лидер «Оппозиционной платформы – За жизнь» Виктор Медведчук. Он напомнил о ранее внесенном в парламент законопроекте о поправках в неработающий закон, которые могли бы сдвинуть с мертвой точки всю ситуацию. Предлагалось отменить указанные в законе сроки его действия. Вместо этого – предусмотреть предоставление региону особого статуса на временной основе на период подготовки к местным выборам, а на постоянной основе – после признания миссией ОБСЕ выборов в Донбассе состоявшимися и соответствующими стандартам (по «формуле Штайнмайера»).

Но предложенный оппозицией законопроект в четверг даже не вносился в повестку дня парламента. Тем не менее «Оппозиционная платформа – За жизнь» поддержала пролонгацию старого закона. Не голосовали за него только две фракции – «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Голос» Святослава Вакарчука. Член партии Тимошенко Сергей Власенко в своем выступлении обратил внимание на то, что нормы закона прямо противоречат Конституции, а их реализация не приведет к возвращению контроля над всей территорией Донбасса. «Зачем мы проводили выборы президента? Разве не Зеленский обещал, что все это будет изменено?» – возмутился он. Представитель «Голоса» Сергей Рахманин заявил, что закон нельзя считать «техническим», поскольку на переговорах в Париже лидеры «нормандской четверки» договорились о возможности предоставления Донбассу особого статуса на постоянной основе.

С критикой договоренностей лидеров «нормандской четверки» выступил и лидер «Европейской солидарности» Петр Порошенко. Он подчеркнул, что Зеленский победил на выборах, поскольку критиковал Минские соглашения, но, придя к власти, не смог предложить ничего другого. «У «Европейской солидарности» есть все основания не поддержать законопроект. Первое – появление в парижском коммюнике навязанной Путиным «формулы Штайнмайера». Второе – украинской делегации не удалось включить для рассмотрения, даже не поднимался вопрос имплементации «дорожной карты» (разработанный командой Порошенко проект плана выполнения Минских соглашений, который ранее был отвергнут российской стороной. – «НГ»). В-третьих, коту под хвост пошли наработки о миротворцах ООН», – заявил Порошенко.

Пятый президент сообщил, что, несмотря на все это, его фракция поддерживает голосование за пролонгацию закона, потому что это «помогает нашей армии, нашему государству держать оборону с меньшими потерями, дает возможность нашим дипломатам продолжать свою работу по сохранению коалиции (западных партнеров в поддержку Украины. – «НГ»)».

В итоге Верховная рада продлила закон. Но это никак не влияет ни на текущую ситуацию в Донбассе, ни на стратегию урегулирования. Основная нерешаемая проблема остается прежней: Киев нацелен на ликвидацию ДНР/ЛНР, а Москва поддерживает республики в их стремлении легализовать свой особый статус. Выход из ситуации на законодательном уровне предстоит искать в следующем году. 

Киев


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1886
Украинские власти пытаются приспособить Трампа для себя

Украинские власти пытаются приспособить Трампа для себя

Наталья Приходко

День достоинства и свободы в Киеве отметили указом о лишении госнаград из-за инакомыслия

0
1486
Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Владимир Мухин

Пентагон сохраняет бдительность в связи с корректировкой ядерной доктрины РФ

0
2605
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2129

Другие новости