Министр здравоохранения Владимир Караник (слева) проверяет свое ведомство перед вызовом к президенту. Фото с сайта www.minzdrav.gov.by
Следствие по коррупционным делам в сфере здравоохранения Белоруссии выявило, что коррупционные схемы действовали более 10 лет и ими была пронизана вся система. В ближайшее время заняться судьбой медицины намерен президент. Впрочем, эксперты полагают, что система взяточничества характерна и для всех других отраслей в стране.
Судебный процесс по делу медиков, в котором фигурирует более 20 человек, начался еще в августе. В среду в Минском городском суде выступило обвинение. Именно из их уст прозвучало, что коррупционные схемы в системе здравоохранения существуют уже 12 лет и ими «пронизана вся вертикаль». Взятки брали все кому давали, а давать их было не просто нормальной практикой, а обязательным условием присутствия на местном медицинском рынке.
Напомним, что суды по делу о коррупции в системе здравоохранения начались еще год назад. Всего ими охвачено более сотни человек. В тюрьмы на срок от трех до девяти лет отправлены бывшие главврачи и другие чиновники от медицины, имеющие дело с госзакупками.
В нынешнем, самом массовом деле фигурируют шесть чиновников от медицины – люди, в компетенции которых было давать добро на регистрацию, а значит, присутствие на белорусском рынке лекарств и медицинской техники. Это сотрудники Центра экспертиз и испытаний во главе с экс-директором Александром Столяровым и госсети аптек «Белфармация», включая ее бывшего руководителя Вячеслава Гнития. Кроме того, вместе с ними впервые на скамье подсудимых оказались представители бизнеса, которые взятки давали. Самая яркая персона среди них – Сергей Шакутин Он известен тем, что является братом приближенного к президенту Александра Шакутина. Также он единственный из бизнесменов, кто не признал вину полностью и содержится под стражей.
Гособвинение запросило для Александра Столярова семь лет лишения свободы, Вячеслава Гнития – шесть лет в колонии усиленного режима, Сергея Шакутина – три года. Остальным фигурантам из числа чиновников грозит три–пять лет лишения свободы, взяткодателям – от двух с половиной до пяти лет «домашней химии» и штрафы.
Суммы, фигурирующие в деле, не так уж и велики, – от 90 тыс. долл. до 50 евро. Впечатляет другое – фигуранты от бизнеса утверждают, что взятки стали настолько нормальной практикой, что работать без них просто не было возможно. При этом взяткополучатели тоже привыкли к системе и считали ее настолько нормальной, что даже не предпринимали никаких мер предосторожности. Следствие установило, что в основе коррупционных схем – искусственно созданный бюрократизм. Чиновники тянули резину – неоправданно долго не реагировали на запросы бизнесменов, предъявляли необоснованные и надуманные требования, снова запрашивали документы, как в хрестоматийном анекдоте: «Надо ж дать».
Взятки давали за то, что «была оказана помощь в той бюрократической системе, в которой невозможно было дозвониться, достучаться до необходимого лица, пока кто-то важный не посетит», рассказывал в ходе судебного заседания директор фармацевтической компании «Тишас», руководитель сети аптек Сергей Шабета, который проходит по делу как свидетель. Также он сообщил, что только после взяток коммерческие предприятия могли получить деньги за поставленную ими в госаптеки продукцию. Вернуть деньги через суд предприниматели даже не пытались, поскольку это было чревато потерей заказов в будущем.
При регистрации импортных лекарств госэксперт «мог придраться к цвету, шрифту на упаковке либо ставил вопрос о внесении изменений в инструкцию», рассказывала в суде еще одна представительница бизнеса Лариса Рубцова. «Система была построена так, что без материальных поощрений работать сложно, практически невозможно», – утверждала она.
Президент Александр Лукашенко, пришедший к власти под лозунгом борьбы с коррупцией, минувшим летом поручил правоохранителям выявить глубинные причины появления таких мощных коррупционных схем. КГБ сделал вывод, что причина в забюрократизированной системе госзакупок лекарств и оборудования. В законодательстве нет норм прямого действия, многие вопросы даются на откуп чиновнику, что создает условия для коррупционных преступлений.
Новое руководство Минздрава пообещало, что упростит процедуру регистрации, пропишет четкие сроки и условия, не допускающие различного толкования. В то же время белорусская практика показывает, что такого рода схемы существовали не только в медицине, а везде, где есть госзакупки, то есть там, где тратятся государственные деньги, а также где чиновник наделен правом решать. Несколько лет прошло с момента раскрытия не менее громкого и массового дела таможенников. Буквально на прошлой неделе Следственное управление КГБ завершило предварительное расследование уголовного дела в отношении бывшего заместителя государственного секретаря Совета безопасности Андрея Втюрина. Бывший начальник службы безопасности президента оказался замешан в коррупционной схеме поставок телекоммуникационного оборудования госпредприятию «Белтелеком».
Эксперты согласны с тем, что основная причина в расплывчатом законодательстве. Кроме того, в высоком уровне централизации средств, большой доле госсектора. Однако они напоминают, что законодательство создается самими чиновниками, а госсектор сохраняется по личному настоянию президента. Власть сама для себя создает комфортную среду обитания, полагают эксперты. К тому же вышестоящим всегда удобно иметь компромат на нижестоящих.
Минск
комментарии(0)