Министр финансов Максим Ермолович сообщил, что белорусам придется подождать помощи. Фото с сайта www.tut.by
Экономика Белоруссии замедляет темп роста. Остановить сползание в рецессию, по мнению экспертов, могут стремительные структурные реформы. Однако к их проведению власти не готовы даже на условиях кредитования со стороны Международного валютного фонда (МВФ).
В следующем году Белоруссия не получит кредита МВФ, сообщил в среду журналистам министр финансов Максим Ермолович. Причина не в том, что фонд отказывает властям в кредите, а в том, что власти не приемлют его условий. «МВФ хотел бы видеть более быстрые реформы в госсекторе, более активное повышение тарифов на услуги ЖКХ для компенсации затрат на оказание этих услуг», – рассказал министр. «Мы пока расходимся по скорости этих действий», – признался он.
В то же время власти не намерены прекращать консультироваться у экспертов фонда. Их советы будут применены, но за пределами 2020 года, то есть после президентских выборов, которые предположительно состоятся в августе следующего года. «Мы будем запрашивать видение МВФ и Всемирного банка по вопросу того, как должна реализовываться экономическая политика, проводить с ними соответствующие дискуссии и формировать программу на следующую пятилетку с учетом большого набора мнений по данной теме», – сообщил Максим Ермолович. Те «нестандартные» решения, которые сегодня Белоруссия не готова задействовать, могут понадобиться в следующей пятилетке, поскольку президент распорядился удвоить ВВП страны до 100 млрд долл. к 2025 году. Без «нестандартных решений» сделать это невозможно, признал Максим Ермолович.
Эксперты МВФ, как, впрочем, и местные экономические аналитики, видят пути для ускорения экономического роста исключительно в структурных реформах. Главной их составляющей должна стать реструктуризация государственного сектора, который накапливает продукцию на складах и долги на счетах. Кроме того, эксперты считают неэффективной поддержку населения через перекрестное субсидирование и рекомендуют поднять тарифы на ЖКХ до уровня экономически обоснованных. Социальную же защиту населения они советуют сосредоточить на реальной поддержке безработных, увеличив пособие с нынешней символической суммы, эквивалентной примерно 10 долл., хотя бы до бюджета прожиточного минимума (более 100 долл.).
Темпы, которые демонстрирует белорусская экономика сейчас, весьма далеки от тех, которые позволят удвоить ВВП и не сильно отстать от соседних стран. Например, по расчетам экономиста, старшего научного сотрудника Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC Дмитрия Крука, чтобы Белоруссии к 2030 году догнать Чехию, прирастать нужно по 7,6% в среднем в год. Если увеличивать ВВП на 3,2%, то можно догнать Польшу к 2050 году, а если темпы будут держаться на уровне 2% и ниже, то никого из соседей догнать не удастся.
Согласно последним статистическим данным, экономика Белоруссии сейчас не разгоняется, а тормозит. В январе–октябре ВВП вырос на 1,1% по сравнению с итогами 10 месяцев прошлого года, что эксперты называют уровнем арифметической погрешности. Небольшой рост в 2% отмечается в сельском хозяйстве, в то время как в промышленности, где сосредоточены в большинстве своем государственные предприятия, рост составил символические 0,6%. Снижаются объемы производства в нефтепереработке и химической отрасли – на 6,4 и 1,6% соответственно. На 1,3% до 31,08 млрд долл. упал белорусский экспорт, на 23,3% меньше, чем год назад, привлечено прямых иностранных инвестиций (1,1 млрд долл.).
Непропорционально росту производительности труда (1,2%) и экономики в целом увеличивается лишь заработная плата. Ее размер в январе–октябре до вычета налогов увеличился на 13,8% к уровню аналогичного периода прошлого года. В октябре она достигла 1123,4 белорусского рубля (34 600 российских рублей), увеличившись на 1,3% по сравнению с прошлым месяцем.
Комментируя не соответствующий темпам роста экономики рост зарплат, эксперты говорят о его популистском характере. С 1 сентября под выборы (они состоялись 17 ноября) были повышены зарплаты бюджетникам за счет увеличения ставки первого разряда – на 12,6%. В результате расходы бюджета по этой статье пришлось увеличить на 300 млн белорусских рублей, а средняя зарплата в бюджетном секторе выросла на 1,1% и составила 894 белорусских рубля (27 500 российских). В целом на повышение оплаты труда бюджетников будет направлено дополнительно 300 млн руб. до конца нынешнего года.
Согласно проекту бюджета на будущий год, который в среду во втором чтении приняли депутаты белорусского парламента, популистская «накачка» доходов продолжится и в следующем году. На эти цели дополнительно будет затрачено почти 2 млрд руб. В результате впервые за последние шесть лет белорусский бюджет будет дефицитным. Сбалансировать его не удалось в первую очередь из-за «российских козней», а именно снижения доходов бюджета из-за российского налогового маневра в нефтяной сфере. Белоруссия недосчитается 537,2 млн белорусских рублей (260 млн долл.) в виде вывозных таможенных пошлин.
Далее каждый год потери от налогового маневра будут нарастать. По мнению экспертов, именно этот фактор может стать определяющим при формировании экономической политики на поствыборный период. Эксперты убеждены, что в случае сохранения российских дотаций президент Александр Лукашенко на «нетрадиционные» для себя решения, то есть реформы, так и не отважится.
Минск
комментарии(0)