Попавшаяся на крючок рыба может стать поводом для судебных разбирательств. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Между украинским правительством и Верховной радой может возникнуть конфликт из‑за рыболовства в Азовском море. Министерство энергетики и защиты окружающей среды Украины собирается подписать с российской стороной соответствующий протокол на 2020 год. Парламентский комитет по вопросам внешней политики требует повременить.
Уходящий с этой должности глава комитета Верховной рады Богдан Яременко написал в соцсети, что депутаты официально порекомендовали правительству «системно изучить вопрос ситуации на Азове, а до этого отозвать разрешение на проведение заседания двусторонней украинско‑российской комиссии по рыболовству». Он отметил, что представители Госрыбагентства, принявшие участие в заседании, не убедили других участников в необходимости переговоров с российской стороной.
Напомним, ранее украинско‑российская комиссия ежегодно подписывала соглашение о рыболовстве в Азовском море, воды которого считаются внутренними водами двух стран. Такая ситуация сложилась в 2003 году, когда Украина и РФ подписали Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. В документе сказано, что море должно быть разграничено «линией государственной границы в соответствии с соглашением между сторонами». Но такое соглашение заключено не было, поэтому временное признание Азовского моря и Керченского пролива внутренними водами двух государств сохранилось до сих пор.
Ситуация стала конфликтной после крымских событий 2014 года. Украина считает Крым своей «временно оккупированной территорией». Поэтому возникают споры относительно прибрежных вод – не только в Черном, но и в Азовском море. Проблема касается и рыболовства: весной 2018 года украинская сторона задержала российское судно «Норд», зарегистрированное в Крыму, не признав его российскую принадлежность. После этого начались массовые проверки всех судов, направляющихся в порты Азова, и в Киеве заявили о давлении со стороны России, а также о попытках «аннексировать Азовское море».
В октябре 2018 года запланированное в Киеве заседание двусторонней комиссии по рыболовству было фактически сорвано. Активисты обратились в СБУ с требованием выдворить руководителя российской делегации Игоря Рулева, который возглавляет Азово‑Черноморское территориальное управление Росрыболовства. Лидеры Меджлиса крымско-татарского народа (запрещенной в РФ организации) заявили, что подобные переговоры с Россией недопустимы, поскольку они «размывают понятия суверенитета и территориальной целостности Украины». Акцент делался на том, что, договариваясь по чисто хозяйственным вопросам, Украина тем самым движется к фактическому признанию российского статуса Крыма.
Соглашение о рыболовстве на 2019 год было подписано только в феврале – обмен документами состоялся по дипломатическим каналам. Кроме утверждения квот на вылов разных видов рыб документ содержал принципиально важные пункты об обязательстве сторон не захватывать рыболовецкие суда друг друга. А в случае выявленных нарушений задержанные суда направлять в порты их приписки, то есть российские возвращать российской стороне, а украинские – украинской.
Работавший тогда министром иностранных дел Украины Павел Климкин пояснил корреспонденту «Крым. Реалии», что соглашение о рыболовстве не вредит национальным интересам страны, а, наоборот, позволяет Киеву отстоять свои интересы. «Нам нужно понять, как мы во время российской ползучей аннексии Азовского моря защитим и украинских рыбаков, и украинские суда, и суда тех, кто помогает Украине сохранить грузовой трафик в украинские порты – в Мариуполь и Бердянск… Есть двусторонняя договоренность, и мы никоим образом не должны избегать этих встреч, как бы эмоционально сложно они ни воспринимались, чтобы не отдать России ресурсы Азовского моря», – сказал он.
Сейчас подобные аргументы приводят члены нового украинского правительства. Министерство энергетики и защиты окружающей среды Украины обратилось к общественности с просьбой поддержать «вынужденные переговоры» с Россией по распределению квот на вылов рыбы в Азовском море. Заседание украинско‑российской комиссии в эти дни запланировано в режиме онлайн‑конференции, а подписание соглашения на 2020 год предполагается, как и в прошлом году, по процедуре обмена документами по дипломатическим каналам. «Без силового превосходства в Азовском море у Украины может остаться для вылова рыбы только прибрежная часть», – пояснило министерство необходимость договоренностей с РФ. Уточняется, что этот вопрос затронет важную отрасль, в которой работают около 90 предприятий, располагающих более 800 плавсредствами.
Некоторые политики и общественные активисты предлагают на другую чашу весов поставить национальные интересы Украины, включая территориальную целостность. Лидер Меджлиса (запрещенной в РФ организации) Рефат Чубаров инициировал заседание парламентского комитета с участием отраслевых ведомств и общественных активистов – «для обсуждения правовых и моральных аспектов ситуации с рыболовством в Азовском море, ситуации, которая длится с момента оккупации Крыма». Комитет предложил правительству посмотреть на ситуацию шире.
Сделать это пыталась еще прежняя команда власти. Год тому назад Совет нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины принял решение «О неотложных мерах по защите национальных интересов на юге и востоке Украины, в Черном и Азовском морях, в Керченском проливе». Президент Петр Порошенко ввел его в действие своим указом. Значительная часть документа была засекречена. Но об одной из мер чиновники рассказали: СНБО поручил профильным ведомствам определить и установить координаты срединной линии в Азовском, Черном морях и в Керченском проливе (МИД должен был информировать об этом российскую сторону и ООН). Эта линия должна была считаться линией разграничения между внутренними водами Украины и РФ – до тех пор, пока государства не заключат полноценное межгосударственное соглашение о линии госграницы. В российском МИДе призвали украинскую сторону «воздержаться от любых авантюр, направленных на одностороннее установление государственной границы в Азовском море, которую Россия не признает».
Хотя в период украинских выборов эта тема ушла из информационной повестки дня, она осталась на карандаше у ответственных ведомств. В сентябре с.г. глава украинского государственного учреждения «Госгидрография» Александр Щипцов призвал начать «принудительные переговоры» с Россией об установлении морской границы. Об этом сообщалось на сайте ведомства. «С учетом норм международного морского права и проведенных консультаций с ведущими международными экспертами по вопросам морской делимитации предлагаем рассмотреть возможность начала принудительной переговорной процедуры с Российской Федерацией по вопросам установления морской границы», – написал Щипцов. Он отметил, что формирование международной делимитационной комиссии возможно на основании положений Конвенции ООН по морскому праву.
Замглавы МИД РФ Андрей Руденко в интервью «Россия сегодня» (текстовая версия была размещена на сайте МИД РФ) предположил, что под «принудительными переговорами» украинская сторона, вероятно «понимает согласительную процедуру, предусмотренную статьей 298 Конвенции ООН по морскому праву (от 1982 года). При этом условием применения указанной процедуры является отсутствие нерешенного спора, касающегося суверенитета или других прав на материковую или островную территорию. Если ссылка на данную процедуру означает готовность украинских властей признать суверенитет России над Крымским полуостровом, это, конечно, могло бы стать хорошей основой для урегулирования вопроса о морском разграничении между нашими странами».
Киев
комментарии(0)