Владимир Огрызко советует президенту Зеленскому быть жестче в переговорах в «нормандском формате». Кадр из видео с канала UKRLIFE.TV на YouTube
В Украине обсуждают возможность встречи лидеров «нормандской четверки» 24 или 26 ноября. Но даже если информация о дате подтвердится, команде Владимира Зеленского предстоит еще выдержать испытание 21 ноября. В этот день в 2013 году на майдане начались акции протеста против решения Виктора Януковича отложить подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Спустя шесть лет на том же месте и в тот же час запланирована акция «Нет капитуляции!».
Напомним, первые демонстрации против «формулы Штайнмайера» и решения Зеленского об отводе войск в трех точках на линии разграничения в Донбассе состоялись 1 октября. С тех пор на майдане время от времени собираются противники политики новой власти. За полтора месяца в Украине сформировалось Движение сопротивления капитуляции, в состав стратегического совета которого вошли известные в стране ученые, политики, дипломаты, общественные деятели.
Еще 31 октября лидеры движения утвердили документ под названием «Украинская доктрина мира и безопасности». Он преподносится в виде консультативной помощи команде Зеленского, но на деле выглядит как список требований – к будущей встрече лидеров «нормандской четверки». «Высшее политическое руководство Украины должно отказаться от ситуативных тактических решений, выгодных в первую очередь тем или иным олигархическим кланам. Вместо этого – выстраивать общегосударственную стратегию защиты интересов страны и общества в условиях российской агрессии» – из этого исходят лидеры движения.
В доктрине указано, что Владимир Зеленский обязан руководствоваться принятыми ранее украинскими законами, которые признают Россию «государством‑агрессором», а Крым, ДНР, ЛНР – «временно оккупированными территориями». «Порожденное российской агрессией вооруженное противостояние является международным, а не внутренним конфликтом. В его урегулировании Россия как государство‑агрессор не может претендовать на роль ни миротворца, ни посредника, ни гаранта», – напутствовали Зеленского лидеры Движения сопротивления капитуляции.
Они перечислили 10 требований, которые украинская власть должна выдвигать России на всех переговорах. В документе указаны такие пункты, как освобождение и обмен всех «заложников из числа мирного населения и военнопленных»; «полное и беспрепятственное выведение всех Вооруженных сил РФ со всеми видами тяжелых вооружений, военной техники и штатных материально‑технических ресурсов за линию украинско‑российской госграницы под контролем независимых миротворческих сил в течение 90 дней после официально зафиксированной даты завершения полного разведения ВСУ (Вооруженные силы Украины) и ВС РФ». Отдельно отмечается, что в этот период должен состояться «демонтаж всех российских оккупационных структур, то есть структур самопровозглашенных ДНР/ЛНР». Далее авторы документа требуют передать украинским пограничникам контроль над участком украинско‑российской границы в Донбассе. И добиваются развертывания вдоль границы наблюдательных пунктов независимых миротворческих сил. После чего, по их мнению, может быть принято решение об амнистии для лиц, не совершивших тяжких преступлений, затем – проведение выборов местных органов власти «на деоккупированных территориях» под контролем международных наблюдателей. Авторы доктрины подчеркнули, что ни о каком особом статусе для региона речи быть не может. После выборов, по их мнению, нужно ввести в Донбассе «местное самоуправление в рамках общей реформы децентрализации власти».
Отдельный пункт требований посвящен Крыму: новое украинское движение требует от России передать полуостров Украине «одновременно с деоккупацией отдельных районов Донецкой и Луганской областей… по согласованию и при посредничестве подписантов Будапештского меморандума». После этого они считают необходимым начать международные переговоры «о компенсации ущерба, причиненного Украине вследствие вооруженной агрессии РФ…».
Именно этот список будет озвучен 21 ноября на очередной акции протеста в центре Киева. Зеленский окажется в сложном положении, поскольку, приняв требования, явно неприемлемые для российской стороны, он может сорвать встречу в «нормандском формате». В выходные источник в офисе украинского президента сказал газете «Зеркало недели», что предварительно согласована дата переговоров Владимира Зеленского, Владимира Путина, Эмманюэля Макрона и Ангелы Меркель в Париже – 24 или 26 ноября. «Если встреча не состоится в эти даты, то до конца года лидеры не смогут собраться, а возможно, не соберутся в этом формате уже никогда», – сказал источник.
В Верховной раде все громче звучат призывы не переживать по этому поводу. Публично обозначила эту позицию партия «Голос» рок‑музыканта Святослава Вакарчука. Она заявила, что «встреча в «нормандском формате» не имеет смысла. Украина должна выйти из невыгодных политических договоренностей (Минских соглашений. – «НГ») и разработать собственный план (действий относительно Донбасса и Крыма. – «НГ»)».
Лидер партийной фракции в парламенте Сергей Рахманин заявил в программе «Право на власть», что существует всего три варианта разрешения конфликта. Первый – военный, и Украина к нему не готова, поскольку этот сценарий не поддерживается ни властью, ни обществом, ни зарубежными партнерами Киева, а ВСУ недостаточно сильны. Второй – это путь выполнения Минских соглашений. «Я много лет последовательно критиковал Минские соглашения как неработающие, как предательские… И сегодня – это почти тренд, многие люди разделяют эту точку зрения. Минские соглашения мертвы. Их не существует. Их невозможно выполнить», – заявил Рахманин. Представитель «Голоса» отметил, что попытки западных партнеров урегулировать конфликт любой ценой оборачиваются требованием к Украине «провести выборы на оккупированных территориях…». Он назвал эти требования нонсенсом, поскольку ОБСЕ не вправе признать выборы состоявшимися и демократическими на территории, которую Украина признает неподконтрольной и «временно оккупированной».
Поэтому партия Вакарчука заявила вслух о третьем варианте, о котором в Киеве в последнее время говорили, но только в кулуарах, – замораживание конфликта. «Мы сейчас не имеем возможности разрешить его военным путем… Мы сейчас не имеем возможности разрешить дипломатическим путем… Но мы можем остановиться», – пояснил депутат. Партия «Голос» уточнила, что речь идет не «о стратегии отступления, а о подготовке сильной позиции» в виде создания украинского плана «деоккупации». Написать его должна специальная парламентская комиссия, созданная в октябре, в состав которой вошли представители партий «Голос», «Слуга народа» Зеленского, «Батькивщина» Тимошенко и «Европейская солидарность» Порошенко. «Украина должна разработать план мира на своих условиях», – убеждены в партии «Голос».
Ранее глава МИД Украины Вадим Пристайко сообщил журналистам, что для организации встречи «нормандской четверки» Киев выполнил два условия – согласился принять «формулу Штайнмайера» и развел войска в станице Луганской, Золотом, Петровском. Но в конце октября появилось третье – о согласовании итогового документа встречи лидеров Украины, России, Германии, Франции. Согласовать общую позицию до момента встречи крайне сложно, отмечают в Киеве.
Аналитик фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива Мария Золкина, комментируя ситуацию, сказала «Донецким новостям»: «Я не исключаю, что Зеленский изначально надеялся на возможность договориться с Кремлем. Считал, что его явное желание вернуть мир в Донбасс, пусть даже с помощью определенных уступок («формула Штайнмайера», разведение сил и средств), сработает. Видно, что он действительно хочет договориться… При этом обозначены некие «красные линии» – демилитаризация региона, взятие под контроль границы. Но не обозначены механизмы, с помощью которых это можно сделать и отследить». Она отметила, что в последнее время команда украинской власти стала упоминать план «Б», поскольку «Россия не стремится к быстрой встрече в «нормандском формате». И уже ясно, что Зеленский не готов согласиться на российские условия: отсутствие со стороны официального Киева контроля за границей, политическое урегулирование без вывода российских войск с нашей территории. Ситуация пока «на паузе». И если ее с «паузы» не снимут, украинская власть может начать продвигать другой план».
Об этом запасном варианте пока мало что известно. Ранее говорилось о вводе международной миротворческой миссии, однако сам Зеленский сомневался в реалистичности такого решения в условиях, когда Россия имеет право вето в Совбезе ООН. Экс‑глава украинского МИДа Владимир Огрызко, который стал одним из лидеров Движения сопротивления капитуляции, считает, что в сложившейся ситуации Зеленский должен действовать жестко. «Я бы поставил свое условие. Сказал, что если до 1 декабря встречи (в «нормандском формате») не будет, то я возвращаю все обратно: никакого разведения, никаких «штайнмайеров»… Российская оккупационная армия должна покинуть украинскую территорию, а бандитские формирования – самоликвидироваться. То есть должно быть выполнено все необходимое, чтобы на украинской земле воцарился мир. А это уже зависит от того, как себя будет вести Россия», – сказал он в комментарии «Новому времени».
Киев
комментарии(0)