Скоро в Украине может появиться новая труба. Фото Reuters
С 2020-го в Украине должно начать работу ООО «Оператор газотранспортной системы Украины» (ОГТСУ). Завершить все подготовительные процедуры в этом году президент Владимир Зеленский поручил министру энергетики Алексею Оржелю. Предполагается, что изменится вся система управления транспортировкой газа по украинской территории.
Выделение газотранспортной системы (ГТС) из состава «Нафтогаза Украины» и формирование на ее базе независимой хозяйственной структуры называется «анбандлинг». Провести процедуру Киев обязался несколько лет назад, когда был ратифицирован протокол о присоединении к Договору об учреждении Европейского энергетического сообщества. В 2017-м правительство создало ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ).
Именно с этой компанией украинская сторона предлагает «Газпрому» подписать новый контракт на транзит газа). Но до последнего времени продолжались споры относительно новой системы подчинения и управления.
В середине октября министр Оржель в ходе брифинга подтвердил: «В предыдущие годы у нас был определенный конфликт между «Нафтогазом» и кабинетом министров по поводу модели». По его словам, только осенью с.г. удалось найти компромиссное решение. ПАТ «Магистральные газопроводы Украины» сейчас переводятся в подчинение Минфина (министерство будет представлять государственные интересы в вопросах управления ГТС). С 1 января МГУ будет на правах собственника управлять ООО «Оператор газотранспортной системы Украины». ОГТСУ, в свою очередь, получит в хозяйственное ведение украинские магистральные газопроводы (газотранспортную систему).
Алексей Оржель отметил, что не исключено привлечение иностранных партнеров к работе в ООО «Оператор газотранспортной системы Украины». «Сейчас мы действительно рассматриваем возможность привлечения иностранных партнеров в рамках новой модели… Пока это перспектива, которая сейчас только просчитывается. Сейчас я не могу сказать, что у нас уже есть реальные переговоры с иностранными партнерами. Но если кто‑то четко покажет свою заинтересованность в том, чтобы принимать участие, я думаю, что мы наработаем соответствующий юридический механизм», – процитировало министра издание «Цензор.нет».
Верховная рада 31 октября внесла поправки в украинское законодательство, регулирующее деятельность на газовом рынке. После длительных споров большинство депутатов согласились, что в документах следует закрепить право собственности государства на ГТС. «Мы категорически запрещаем отчуждение ГТС. Это не может быть ни приватизация, ни концессия, ни корпоратизация, ни управление. ГТС должна быть на 100% в собственности государства», – сказал журналистам руководитель фракции «Слуга народа» Давид Арахамия.
В законе сказано, что «оператором ГТС, которая находится в госсобственности и не подлежит приватизации, может быть исключительно субъект хозяйствования, собственником 100% корпоративных прав которого является государство Украина». Депутаты отдельной нормой запретили приватизацию оператора ГТС или иной способ отчуждения акций либо доли в уставном капитале оператора ГТС; а также запретили приватизацию имущества, которое используется оператором для транспортировки газа по магистральным газопроводам.
Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, которая ранее публично заявляла об угрозе потери Украиной права собственности на ГТС, после голосования отметила, что на сей раз разные политические силы нашли общий язык. «Мы проголосовали в комитете за то, чтобы все статьи (законопроекта. – «НГ»), предусматривающие управление ГТС не государством, а какими‑то неизвестными «мировыми корпорациями», были изъяты из текста. Потому что все, что имеет на сегодня народ Украины, управляется кабинетом министров, и государство должно об этом заботиться», – сказала она. Тимошенко подчеркнула, что большинство парламентских фракций согласились, что «ГТС и линии электропередачи не могут быть приватизированы, проданы, переданы в управление, в аренду – любые подобные манипуляции невозможны».
При этом государство обязано обеспечить независимость деятельности нового оператора ГТС. В законе сказано, что правительство, премьер‑министр, руководитель министерства, осуществляющего контроль над деятельностью по транспортировке газа (министр финансов), «не могут осуществлять координацию и контроль субъектов хозяйствования, которые действуют согласно лицензии… на транспортировку газа; а также не могут назначать членов органов управления таких субъектов хозяйствования». Споры, которые могут возникнуть между государством как собственником ГТС и компанией – оператором ГТС, должны разрешаться государственным регулятором – Нацкомиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Но закон, который приняла Верховная рада, пока не может быть подписан президентом. Депутат Алексей Кучеренко зарегистрировал в парламенте проект постановления об отмене этого закона – на том основании, что текст, поданный на подпись председателю Верховной рады, отличается от текста, которым располагали депутаты. Регламент работы требует, чтобы проект Кучеренко был вынесен на голосование. Если он не наберет 226 голосов, то высшее государственное руководство сможет поставить подписи под принятым 31 октября законом и тем самым ввести его в действие.
Хотя окончательного решения нет, Владимир Зеленский фактически поручил провести все подготовительные процедуры для запуска новой модели к моменту завершения действия украинско‑российского контракта на транзит газа. Председатель политсовета партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук сказал телеканалу «112 Украина», что спасти ситуацию с транзитом почти невозможно: «В течение последних трех‑четырех лет я неоднократно говорил господину Порошенко на встречах, что надо решать судьбу ГТС, надо решать судьбу транзита газа, который дает в доходную часть бюджета около 3 млрд долл. ежегодно. И чем ближе это приближалось к 1 января 2020 года, когда договор на поставку и транзит газа между Россией и Украиной заканчивается, тем больше ощущается актуальность данной проблемы. Поэтому, конечно же, ее надо было решать раньше, это надо было делать Порошенко, это надо было делать Зеленскому». Партия, которую представляет Медведчук, давно настаивает, что Украине следовало создать трехсторонний газовый консорциум (Россия–ЕС–Украина). Киев идет по другому пути.
Киев
комментарии(0)