Фото Rob Stothard/Getty Images
В Украине приступили к реформе судебной системы и органов прокуратуры. Судей и прокуроров до осени 2020 года ждут переаттестации. В адрес команды Зеленского звучит много критики. Но фактом остается то, что население не доверяет ни судам, ни прокуратуре.
О настроениях можно судить по результатам октябрьского соцопроса, проведенного Центром Разумкова. Органам прокуратуры скорее не доверяет 21% украинцев, вовсе не доверяют 43%, скорее доверяют 15,6%, абсолютно доверяют 1,6%. Баланс между уровнем доверия и недоверия – минус 46,5%. Национальной полиции в той или иной мере доверяют 46,1%, не доверяют 38,8%, баланс – плюс 7,3%. СБУ не доверяют в целом 37,9%, доверяют 42,6%, баланс – плюс 4,7%.
Из силовых структур рекордным уровнем доверия пользуется армия: не доверяют ВСУ в большей или меньшей мере 17,7%, а доверяют 74,7%, баланс – плюс 57%. Даже президент Украины не может похвастаться таким соотношением уровней доверия и недоверия: Зеленскому доверяют 69,9%, не доверяют 21,9%, баланс – плюс 48%. На противоположном конце этого рейтинга не только прокуратура, но и суды. Оказалось, 65% украинцев не доверяют местным судам, 59,1% – Верховному суду, доверяют 16,7% и 20,3% соответственно.
Проблема недоверия к государственной системе, призванной обеспечивать законность и справедливость, уже дважды становилась одной из причин массовых восстаний в Украине в 2003–2004 годах, а затем в 2013–2014 годах. В последний раз акции на майдане закончились расстрелом в центре Киева более сотни людей, после чего из страны сбежал президент. Заочный суд по одному из дел против Виктора Януковича закончился заочным приговором в прошлом году, еще в период президентства Порошенко. Что касается расстрелов на майдане, то точка не поставлена до сих пор.
В феврале с.г., в пятую годовщину расстрелов, представители мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине и международной организации Amnesty International сделали заявления, в которых говорилось о проволочках в расследовании. Занимавшая тогда должность представителя президента Порошенко в Верховной раде жена экс-генпрокурора Юрия Луценко Ирина Луценко, комментируя ситуацию, сказала, что в других странах подобные дела могут расследоваться десятки лет. Она отметила, что в расследовании о событиях на майдане в 2014 году есть более полутора тысяч потерпевших. Требуется провести тысячи экспертиз и десятки тысяч допросов.
Защитники потерпевших в ходе пресс-конференции, посвященной пятой годовщине расстрелов на майдане, заявили, что проблема не в объемах работы, а в отсутствии политической воли расследовать столь громкие дела. Председатель правления Центра гражданских свобод Александр Матвийчук отметил: «Мы вынуждены констатировать незаинтересованность высших лиц государства в настоящем ходе расследования, несмотря на все заявленные декларации. Мы фиксируем ряд противодействия и помех со стороны различных органов государственной власти». Адвокаты указали, что у руководителя управления спецрасследований Генпрокуратуры Украины Сергея Горбатюка, который занимался делами майдана, были связаны руки.
Зеленский обещал избирателям обеспечить эффективную работу всей системы правосудия. После парламентских выборов Верховная рада приняла законы о реформах судебной системы и прокуратуры. В конце августа депутаты проголосовали также за назначение на должность генпрокурора Руслана Рябошапки, который ранее был известен своей антикоррупционной деятельностью.
Именно Рябошапка объявил о начале предусмотренной законом тотальной переаттестации сотрудников прокуратуры. Экзамены на профпригодность должны будут сдать 11,3 тыс. прокуроров всех уровней, из них почти 1,1 тыс. работают в Генпрокуратуре. Но общая ситуация уже привела к скандалам: некоторые эксперты сомневаются в беспристрастности экзаменационных комиссий, влияние на формирование которых будет иметь генпрокурор. А некоторые сотрудники органов прокуратуры возмущены предложенной формой заявления на переаттестацию. «Согласен с тем, что во время проведения собеседования и принятия решения кадровой комиссией может приниматься во внимание информация, полученная от физических и юридических лиц (в том числе анонимно), которая не подлежит дополнительному официальному подтверждению» – эта форма, которую должны были подписать сотрудники прокуратуры, попала в украинские СМИ.
Отдельные прокуроры не подписали заявление, а вместо этого написали просьбу о прохождении переаттестации в произвольной форме. Среди них и те, кто занимался расследованием расстрелов на майдане Независимости, включая самого Сергея Горбатюка. Как стало известно на этой неделе, те, кто не написал заявление, и те, кто по-своему его сформулировал, не будут допущены к переаттестации. Генеральная прокуратура Украины намерена уволить 218 прокуроров, которые отказались проходить переаттестацию или подали заявления неустановленного образца, сообщила пресс-служба ведомства.
По Горбатюку решения еще нет. Но структура, которую он возглавлял, уже реформирована: в Генпрокуратуре на этой неделе создан Департамент процессуального руководства по уголовным производствам о преступлениях, совершенных в связи с массовыми протестами в 2013–2014 годах. Эта структура будет заниматься процессуальным руководством, а само расследование в ноябре 2019 года будет передано в ведение Госбюро расследований (ГБР). Дело в том, что обновленное украинское законодательство делегирует ГБР исключительное право расследования преступлений, совершенных высшими государственными чиновниками и представителями системы правосудия.
Заместитель генпрокурора, главный военный прокурор Украины Виктор Чумак сказал в интервью «Цензор.нет», что от новой команды требуется «политическая воля сделать так, чтобы прокуратура работала по закону. Чтобы ей стали доверять, чтобы люди понимали, что прокуратура не будет брать заказных дел, не будет сливать дела, не будет их продавать».
Многие эксперты говорят о том, что состоявшиеся в последнее время громкие задержания высокопоставленных чиновников времен президентства Порошенко – это способ влияния на общественное мнение. Отметим, задержаны экс-замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и временно перемещенных лиц Юрий Грымчак (по подозрению в злоупотреблении властью); экс-депутат Сергей Пашинский (по делу о применении оружия); экс-замсекретаря Совета нацбезопасности и обороны Олег Гладковский (по делу о коррупции в «Укроборонпроме»). Последний, кстати, вышел на свободу под залог.
Киев
комментарии(0)