«Давид Гареджи» породил противоречия между Грузией и Азербайджаном. Фото с сайта www.ekhokavkaza.com
Азербайджан – первое государство, которое новый премьер-министр Грузии Гиоргий Гахария посещает с официальным визитом. Поездки такого типа обычно служат личному знакомству с соседними руководителями. Однако у грузинского премьера сложная задача – с просьбой урегулировать ситуацию вокруг средневекового монастырского комплекса «Давид Гареджи» к нему обратился католикос-патриарх Грузии Илия II. Исторический памятник в очередной раз становится причиной обострения азербайджано-грузинских отношений.
Азербайджанская сторона, к неудовольствию грузинской, открыла на территории «Давид Гареджи» новые погранично-пропускные пункты, в результате чего грузинские духовные лица и паломники лишились доступа к двум монастырям – Удабно и Чичхитура, входящим в средневековый комплекс. В письме Илии II, обнародованном накануне визита Гахария в Баку, говорится, что азербайджанская сторона «фактически присвоила монастыри Удабно и Чичхитура», отойдя от соглашений 1938 и 1996 годов. Духовный лидер православных верующих Грузии напоминает, что, согласно этим договоренностям, граница между двумя странами «должна проходить по картам масштаба 1:200 000, изданным в 1936–1938 годах Народным комиссариатом внутренних дел». В письме Илии II подчеркивается, что на этих картах монастыри Удабно и Чичхитура зафиксированы на грузинской территории, а, например, Бертубанский монастырь, также входящий в комплекс «Давид Гареджи», – на азербайджанской.
«Поэтому нам совершенно непонятны действия азербайджанской стороны… Получается, что реальность, существовавшая многие годы, сейчас изменилась, не укладываясь ни в какую логику. С этим мы не смиримся», – пишет католикос, излагая требование: до завершения работ по делимитации и демаркации государственной границы должен быть восстановлен прежний порядок, дабы существовала возможность для беспрепятственного посещения монастырей Удабно и Чичхитура с грузинской стороны. «Недопустимо менять ситуацию вокруг «Давид Гареджи» без согласования, тем более силовыми мерами… Думаю, что дружественный грузинскому азербайджанский народ и его власть правильно оценят сложившуюся обстановку и примут справедливое решение», – говорится в письме Илии II.
Миссия, однако, на Гиоргия Гахария возложена очень сложная. Ее выполнение зависит целиком и только от доброй воли Баку. Между тем за день до визита грузинского премьера азербайджанское издание «Каспiй», предвосхищая события, опубликовало на первой полосе статью, посвященную «Давид Гареджи», или «Кешикчидаг» – на азербайджанский лад. В ней говорится, что открытие пограничных пунктов на своей территории, без согласования с кем-либо, является суверенным правом любого государства. Приводя слова известного грузинского эксперта по вопросам Кавказа Мамуки Арешидзе о том, что вместо спокойного решения вопроса азербайджанская сторона ведет себя неконструктивно, беря на вооружение возникшую в конце 1990-х годов теорию о культурном наследии Кавказской Албании, издание оппонирует ему, приводя ответное заявление политолога Эльчина Мирзабейли.
«Исторические памятники, в том числе христианские, находящиеся на территории нашей страны, относятся к Азербайджану, и решения по ним принимает только официальный Баку. В таких вопросах превалирует фактор территории. Но не гипотезы и предположения, религиозные и национальные представления… В современном мире в правовых вопросах за основу берутся не исторические гипотезы, а де-юре территории и границы. Что же касается неконструктивной позиции, то грузинам не мешало бы вспомнить претящее добрососедству непотребное, даже провокационное поведение некоторых политиков этой (видимо, своей. – «НГ») страны», – приводит «Каспiй» слова Мирзабейли.
Между тем события вокруг «Давид Гареджи» опять «пробудили» грузинских общественных активистов. Их неформальные лидеры заговорили о готовности устроить новые акции наподобие тех, что были проведены в апреле нынешнего года. Тогда они воздвигли грузинский флаг на одной из самых высоких точек на территории монастырского комплекса, а ряд других их действий привел к небольшим инцидентам с азербайджанскими пограничниками, которые, к счастью, были быстро улажены.
Очевидно, что монастырскому комплексу суждено становиться причиной обострений отношений двух соседних стран до тех пор, пока не будет заключено хотя бы четкое соглашение об условиях его посещения, не говоря уже о завершении процесса демаркации и делимитации государственной границы. Работы по определению рубежей совместной азербайджано-грузинской комиссией ведутся далеко не один год и приняли вялотекущий безрезультативный характер.
комментарии(0)