Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов готов принимать коллег в беломраморном Ашхабаде. Фото с сайта www.turkmenistan.gov.tm |
Нынешний саммит глав государств СНГ имел все шансы стать сенсационным, если бы президент и глава МИД Украины Владимир Зеленский и Вадим Пристайко приняли приглашение от Исполнительного комитета СНГ приехать в Ашхабад. Однако подтверждения от Киева так и не дождались. Впрочем, такое же приглашение получал и Петр Порошенко, который после 2014 года пошел на разрыв всех связей с Россией. Участие Зеленского в саммите СНГ, которого и без того обвиняют в сдаче интересов России, по мнению ряда экспертов, обернулось бы еще одним майданом в Украине.
Остальные главы государств Содружества соберутся за круглым столом в Ашхабаде. Сам по себе саммит, равно как и прошлые, пройдет, по мнению заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, в дружественной обстановке. По сложившейся традиции лидеры стран СНГ проведут двух-, трехсторонние встречи, чтобы решить спорные вопросы с коллегами. Кое о чем в принципе стало известно накануне.
Например, президент Белоруссии Александр Лукашенко намерен нормализовать отношения с Туркменистаном. Накануне саммита он дал поручения новому послу Белоруссии в Туркменистане Вячеславу Бескостому разобраться, в чем причина недовольства туркменской стороны и почему простаивает построенный в этой стране Минском Гарлыкский калийный комбинат. Напомним, в марте 2017 года белорусская сторона, со срывом изначально заявленных сроков, сдала в эксплуатацию этот комбинат. На строительство объекта стоимостью 1,1 млрд долл. ушло восемь лет. Однако предприятие так и не заработало. Туркменская сторона предъявила претензии к качеству белорусских услуг и техники. В ответ компания-застройщик – белорусское госпредприятие ОАО «Белгорхимпром» – потребовало взыскать с Ашхабада более 150 млн долл. в рамках разбирательства в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма.
Лукашенко считает, что из сложившегося положения необходимо выходить, причем форсированно. «Белорусский лидер постарается смягчить уровень критичности по калийному комбинату», – сказал «НГ» Андрей Грозин. По мнению эксперта, обе стороны заинтересованы в достойном разрешении конфликта. «Будет, видимо, принята за основу модель возвращения «Газпрома» в Туркменистан. Ведь еще три-четыре года назад казалось, что это почти невозможно. Однако при наличии обоюдной доброй воли все эти вопросы решаются. То же относится к весьма неприятной ситуации вокруг Гарлыкского комбината», – считает Грозин.
Президент Белоруссии накануне визита в Австрию постарается снять и «подвисшие» вопросы в российско-белорусских отношениях. 8 декабря исполнится 20 лет Союзному договору России и Белоруссии, и к этому времени сторонам предстоит решить, будет ли подписана программа, которая определит стратегию дальнейших действий. Лукашенко наверняка затронет вопрос компенсации за налоговый маневр в нефтяной сфере, проводимый Россией. «Этот вопрос является основным раздражителем для Минска во всем комплексе белорусско-российских отношений. Те действия, которые предпринимает Минск последний год, вызывают непонимание у Москвы. Их основа лежит в стремлении Белоруссии минимизировать воздействие российского налогового маневра на свои нефтеперерабатывающие предприятия. Но это тоже невозможно. Это макроэкономическая политика, которая рассчитана Россией на десятилетие вперед. Даже исходя из интересов самого близкого партнера, обрушивать значимые российские базисные основы политики никто не станет. Ее могут подкорректировать немного, и думаю, что именно этого Лукашенко и добивается», – отметил Грозин. По его мнению, Минску придется подстраиваться под новые правила. Тем более с учетом принятой в Евразийском экономическом союзе стратегии по формированию единого топливно-энергетического рынка.
Не исключено, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон захочет пообщаться один на один с туркменским коллегой Гурбангулы Бердымухамедовым. Ашхабад не пропускает через свою границу машины, направляющиеся в Таджикистан. Дело в том, что Ашхабад возлагал большие надежды на реализацию проекта железной дороги Таджикистан–Афганистан–Туркменистан. Туркменская сторона свою часть дороги построила, а таджикская свою часть и не начинала, поскольку наладились отношения с Узбекистаном. «Надо понимать, что в связи с изменившимися обстоятельствами Таджикистану нет необходимости вкладывать крайне дефицитные средства в строительство обходной железной дороги в Афганистан. А с учетом ситуации в Афганистане вряд ли найдутся инвесторы, которые поддержат этот проект. Поэтому сторонам придется договариваться. И варианта здесь два: либо законсервировать туркменский участок железной дороги, либо переформатировать этот проект в туркмено-афганскую дорогу», – сказал Грозин.
комментарии(0)