0
13945
Газета СНГ Печатная версия

08.10.2019 20:15:00

Москва предупредила Киев о возможном обострении в Донбассе

Встреча лидеров "нормандской четверки" снова под вопросом

Тэги: украина, всу, донбасс, формула штайнмайера, радикалы, протесты, зеленский, нормандский формат


украина, всу, донбасс, формула штайнмайера, радикалы, протесты, зеленский, нормандский формат Министр обороны Украины Андрей Загороднюк (в центре) допустил отвод войск, если в течение недели будет соблюдаться «режим тишины». Фото с сайта www.mil.gov.ua

    Разведение сил в двух точках на линии разграничения – в Золотом и Петровском – на этой неделе, видимо, не состоится. Министр обороны Украины Андрей Загороднюк заявил, что ВСУ отойдут, если в течение недели будет выдержан режим тишины. Но сейчас обстрелы продолжаются. А это, в свою очередь, отодвигает дату встречи лидеров «нормандской четверки».

Представитель РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич назвал два условия для организации встречи лидеров России, Украины, Германии, Франции. Первое – письменное согласие Киева на имплементацию «формулы Штайнмайера». Второе – подтверждение работающей в Донбассе мониторинговой миссией ОБСЕ факта отвода сторонами войск и военной техники в Золотом и Петровском. 

В Украине начались протесты – формально против «формулы Штайнмайера» (о привязке местных выборов в Донбассе к предоставлению региону особого статуса), но на самом деле против отвода войск. Источник в военных кругах пояснил, что стороны должны отойти каждая в глубь своей территории на расстояние от 500 м до 2 км: «Какой в этом смысл? Что касается обстрелов, то это расстояние никак не влияет на ситуацию. Но если учесть, что украинские войска должны оставить укрепленные блиндажи и перейти в открытое поле, то очевидно, что это очень удобно противнику». Он отметил, что украинская сторона, оставляя зону контроля в населенных пунктах, фактически предает местное население.

Подобные настроения царили в конце июня, когда проводился отвод сил в Станице Луганской. Тогда командующий десантно-штурмовыми войсками генерал-лейтенант Михаил Забродский в прямом эфире программы «Право на власть» сказал, что в этой точке расстояние между противниками составляет всего 2 км: «2 км с военной точки зрения – это усложненный контакт на уровне стрелкового оружия. Остальные средства поражения могут применяться практически без ограничений». То есть на общую ситуацию с безопасностью отвод сил в первой точке не повлиял. Более того, по словам Забродского, со стороны ЛНР началась подготовка к переброске сил через реку Северский Донец: «Мы создали все условия для того, чтобы упростить противнику форсирование этой водной преграды».

Тогда же замкомандующего операции Объединенных сил генерал-майор Богдан Бондарь в интервью «Громадському» отметил, что украинские войска в процессе отхода с занятых позиций демонтировали свои прежние позиции, а с противоположной стороны остались «неразобранные фортификационные сооружения, которые в течение 10 минут, получаса, часа можно занять и снова продолжить обстрелы».

Кроме военных решение об отводе войск у Станицы Луганской больше всего критиковали представители команды Петра Порошенко. Председатель прежнего состава Верховной рады Андрей Парубий в интервью телеканалу ICTV назвал решение Зеленского неправильным шагом.

Подобные заявления, но в более резкой форме звучат и сейчас. Между тем решение об отводе войск в трех точках на линии разграничения было принято еще летом 2016 года на заседании трехсторонней контактной группы в Минске. Речь шла о том, что стороны отведут войска и военную технику вначале в Золотом, Петровском, Станице Луганской. В случае успешного решения этой задачи отвод планировался еще в 12 точках. Общая идея заключалась в том, чтобы таким образом полностью прекратить обстрелы и выполнить первые пункты Минских соглашений о зоне безопасности.

В 2016 году представитель Украины в подгруппе безопасности Евгений Марчук, который позже возглавил украинскую делегацию на переговорах в Минске, заявил, что идея отвода войск в трех точках заключалась в прекращении провокаций. «Подход «все и сразу» или «все – или ничего» сегодня уже не работает. Гигантские величины задействованы в решении этого конфликта», – пояснил тогда Марчук логику решения о поэтапном отводе войск. Он сказал, что в Минске только договариваются о возможных компромиссах, а стратегические решения затем будут приниматься на уровне «нормандской четверки» с участием США.

Последняя встреча «нормандской четверки» состоялась в октябре 2016 года. Стороны договорились к концу того же года разработать «дорожную карту» (четкий план-график с указанием дат и ответственных) выполнения Минских соглашений. Однако ни такой план не был согласован, ни разведение сил в трех точках не состоялось.

Президент Владимир Зеленский, начав реализовывать старые договоренности, в июле с.г. заявил, что начавшееся разведение сил в Станице Луганской дает надежду «на начало завершения горячей фазы войны». Он призвал политиков и граждан не торопиться с выводами, подчеркнув, что ни о каком предательстве речи быть не может. Представители команды Зеленского тогда говорили, что новый президент настроен в течение года завершить конфликт, как минимум – обеспечить постоянный режим тишины в Донбассе. Для этого требуется провести встречу в «нормандском формате». Она планировалась на сентябрь, но затем была отложена. Команда Зеленского рискнула выполнить те условия, о которых говорил Александр Лукашевич. И столкнулась с протестом внутри Украины.

Руководитель фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко в издании «Главред» отметил, что акция, состоявшаяся в прошлое воскресенье, собрала 10 тыс. человек. Это немного, считает он. «Для Зеленского и его планов происходящее – отнюдь не преграда. В первую очередь потому, что у стран – участниц «нормандской четверки» есть общая позиция. И если бы США, Франция и Германия занимали бы другую позицию, то можно было бы говорить об успехе этих акций, но раз есть консолидированная позиция Запада, не думаю, что кто-то в Украине пойдет против нее», – написал Бондаренко.

Политические противники Зеленского убеждены, что мир по «формуле Штайнмайера» означает капитуляцию Украины. Они требуют от команды украинского президента разъяснить свою позицию и перечислить те компромиссы, на которые Зеленский готов согласиться в ходе встречи лидеров «нормандской четверки».

Представители окружения президента уверяют, что не перейдут «красные линии», т.е. не согласятся на уступки в вопросах территориальной целостности и суверенитета Украины. Но более детально их видение процесса урегулирования не озвучивается. Тем более что и сама встреча лидеров «нормандской четверки» теперь под вопросом.

Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко в понедельник в эфире политического ток-шоу «Свобода слова» заявил: «На сегодняшний день я не вижу заинтересованности России в этой встрече. Она откладывается снова и снова…» Он предположил, что российскую сторону устраивает нынешняя ситуация, «чтобы держать нас с вами всех привязанными к себе – так, как они делают это в Приднестровье, Абхазии, Осетии». Европейские посредники, по словам Пристайко, заинтересованы в том, чтобы как можно скорее восстановить экономические связи с Россией.

«Если мы с вами увидим, что Путин никогда ничего не сделает, и наши партнеры больше не могут заставить его пойти на прогресс в этом направлении (урегулирования в Донбассе. – «НГ»), то нам придется честно сказать всем гражданам Украины, что этот трек мы больше не можем выполнять... И мы вынуждены с вами перейти к треку номер два. Тогда нам нужно бросить все, усиливать нашу армию и ждать очередной атаки», – пояснил логику действий новой команды министр. Отвечая на вопросы в студии, он сказал, что идея миротворческой миссии ООН, о необходимости которой заявляют соратники Порошенко, не может быть реализована в ближайшее время – мировое сообщество не готово.

Украинская сторона на данном этапе пытается двигаться малыми шагами – вроде отвода войск в трех точках. Накануне планировавшегося на 7 октября разведения сил в Петровском и Золотом побывали министр обороны Украины Андрей Загороднюк, начальник Генштаба ВСУ Руслан Хомчак, замруководителя Нацполиции Украины Вадим Троян. Хомчак сказал, что войска отойдут на 1 км в глубь территории (но только при условии зеркального отвода войск противника): «Новые позиции украинских военнослужащих будут там, где они были в 2016 году, когда впервые произошло разведение сил в упомянутом районе».

Так называемая серая зона не увеличится, заверили члены делегации. По их словам, порядок будут обеспечивать силы украинской полиции. Кроме того, по словам Загороднюка, военнослужащие смогут вернуться на прежние позиции, если противник нарушит договоренности: «Для этого созданы все предпосылки, разработан соответствующий план с учетом именно такой ситуации». Главное – украинская сторона начнет отход только если в течение семи дней будет сохраняться режим полной тишины, без единого обстрела украинских позиций. В последние дни перед планировавшимся началом операции число обстрелов, по данным штаба Операции объединенных сил, составляло 25–27 в сутки.

Так, отвод сил 7 октября был сорван. Он может начаться только через неделю. Дата встречи «нормандской четверки» будет названа после завершения этого процесса – возможно, в конце октября. МИД РФ обвинил в проволочках украинскую сторону: «Это чревато опасной эскалацией напряженности на линии соприкосновения». 

Киев


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зеленский ждет от Трампа "мира через силу"

Зеленский ждет от Трампа "мира через силу"

Наталья Приходко

В Украине отчаяние сменилось надеждами

0
1935
Зачем Бербок тайно посетила Киев

Зачем Бербок тайно посетила Киев

Олег Никифоров

Блиц-визит в Украину на фоне политического кризиса в Германии

0
1978
Киев готовит дальнобойные удары ракетами "Гром-2"

Киев готовит дальнобойные удары ракетами "Гром-2"

Владимир Мухин

Россия наращивает боевой потенциал, чтобы в ближайшее время освободить Курскую область

0
3561
Наследство пока еще не уничтоженной УПЦ делят конкурирующие патриархаты

Наследство пока еще не уничтоженной УПЦ делят конкурирующие патриархаты

Милена Фаустова

Судьбу Украинской церкви по-разному видят в Киеве, Москве, Стамбуле и Бухаресте

0
1816

Другие новости