Вадим Красносельский и Константин Затулин замерили расстояние от Тирасполя до Москвы. Фото с сайта www.president.gospmr.org
Президент Приднестровья Вадим Красносельский заявил в Москве, что в отношениях с Кишиневом у Тирасполя появилось больше проблем, чем раньше. Он связал это с новым молдавским правительством, которое блокирует работу приднестровских предприятий. Но в Москве взяли курс на сближение с Республикой Молдова (РМ). Президент РМ Игорь Додон заявил на заседании Генассамблеи ООН, что консенсус с РФ, как с ЕС и США, можно использовать для разрешения конфликта на Днестре. На том же заседании представитель Приднестровья призвал ООН признать независимость самопровозглашенной республики.
Официальному представителю Приднестровья дали возможность выступить на Генассамблее ООН, так же как и президенту РМ.
Это вообще-то нонсенс: другим самопровозглашенным республикам на постсоветском пространстве этого не позволяли. А Приднестровье уже во второй раз поведало с трибуны ООН о ситуации в непризнанной республике и ее устремлениях. Они же не совпадают с планами молдавских властей, о которых рассказал в Нью-Йорке президент РМ Игорь Додон. В Кишиневе уверены, что с помощью Москвы вернут под свой контроль Приднестровье, живущее самостоятельно почти три десятка лет. Власти РМ рассчитывают на то, что пророссийский регион прислушается к Москве, которая ко всему прочему может прекратить финансирование непризнанной республики. Но как заметил «НГ» лидер Социал-демократической партии РМ Виктор Шелин, «не исключено, что однажды Приднестровье заявит о смене курса». Тем более что «кто-то же предоставляет непризнанной республике трибуну в ООН, и это не Москва».
Следует отметить, что у Приднестровья – хорошо налаженные отношения с Евросоюзом, который разрешил региону работать в зоне свободной торговли Молдавии с ЕС. Причем приднестровский экспорт в ЕС освобожден от налогов. Приднестровье активно торгует с США, американский посол в РМ Дерек Хоган часто встречается с Вадимом Красносельским. Так что вполне возможно, что молдавский политик Виктор Шелин прав. Во всяком случае, Тирасполь, по-прежнему ориентирующийся на Россию, налаживает связи с другими сильными мира сего. Вадим Красносельский объяснил это «НГ» предельно четко: «Нам же надо как-то выживать».
Россия, получившая в лице президента РМ Игоря Додона доброго партнера, надеется, что он представляет всю Молдавию. Но эта страна представлена как сторонниками, так и противниками России. Правительство РМ не относится к первой категории граждан. Премьер Майя Санду – проамерикански настроенный политик, желающий, чтобы РФ вывела с территории Приднестровья свои войска вместе с миротворцами и снизила интерес к РМ. Поэтому Санду никак не может определиться с заявленным визитом в Москву, хотя и говорит, что поедет туда, правда когда, пока не знает. Зато она знает, о чем будет там говорить: об уничтожении российских боеприпасов, хранящихся на складах в Приднестровье, и о газе, который с нового года, возможно, не будет поступать в Молдавию, если Украина не подпишет с Россией контракт о транзите. В этом случае молдаванам придется печки топить: обещанные ранее той же Санду украинские хранилища, арендованные для молдавского газа, оказались всего лишь мечтой (хотя переговоры ведутся), как и газопровод из Румынии в РМ, остающийся проектом. Так что ждать газа из Румынии, как и из Украины, в объеме, необходимом для Молдавии, не приходится. Майя Санду предупредила народ о возможности такого развития событий.
Несмотря на то что у Молдавии своих проблем достаточно, она создает их для Приднестровья. Сначала Санду назвала восточный регион террористическим, что напомнило населению о Донбассе. Потом этот термин из обихода молдавских политиков исчез, и они предпочли дела: приднестровские предприятия отлучили от молдавских банков, закрыв счета. И это скорее всего станет главной темой разговора в Москве Вадима Красносельского с вице-премьером, спецпредставителем президента РФ по отношениям с Молдавией Дмитрием Козаком.
Накануне президент Приднестровья встретился с представителями Совета Федерации РФ. «Жизнь движется вперед. Обстоятельства меняются. Приднестровье находится в непростом положении, на которое оказывают влияние – порой негативное – внешние факторы», – отметил Красносельский. По его словам, на ситуацию в Приднестровье и на ход переговорного процесса с Молдавией повлияли в том числе изменения, произошедшие в составе правительства соседнего государства (имеется в виду Молдавия). Вадим Красносельский сказал, что прошедшее после выборов и формирования правящей коалиции Молдавии время позволяет проанализировать ситуацию, оценить принятые решения, сделать соответствующие выводы. Говорили участники встречи и о запланированном на октябрь заседании переговорного формата «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, РФ, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели) в Братиславе и нынешнем торможении хода переговорного процесса.
«Приднестровье отделено от России границами, но не отделено по-человечески. Оно с нами заодно, мы с ним заодно», – заявил председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ Константин Затулин, принимая главу Приднестровья. Они обсудили «российско-приднестровское сотрудничество», отметив, что заинтересованность сторон в постоянном конструктивном диалоге обусловлена фактом проживания в Приднестровье 220 тыс. граждан России.
«Еще 150 тыс. приднестровцев имеют основания – и в большинстве своем желание – приобрести российское гражданство, но в силу обстоятельств были в предыдущие периоды вынуждены получить паспорт иных государств – Украины или Молдовы. Решение этой проблемы – одна из приоритетных задач на сегодняшний день. Обвинять приднестровцев в наличии какого бы то ни было иного гражданства нельзя. Ответственность лежит на тех, кто развалил Советский Союз и допустил такую ситуацию, ввел людей в безвыходное положение, заставив приспосабливаться. Сейчас другое время, и надо принимать новые решения. Это было бы справедливо по отношению к нашим людям. Приднестровцы этого ждут», – отметил Вадим Красносельский.
Он также поднял вопрос о возможности «применения материнского капитала на территории Приднестровья». По его словам, «необходим и механизм, при котором приднестровские россияне могли бы пользоваться полисами медстрахования РФ на законных основаниях». Но даже если эти вопросы станут реальностью, будущее Приднестровья будет зависеть от отношений Кишинева с Тирасполем, на которые может повлиять Москва. Ей придется сделать непростой выбор: между пророссийским регионом и Молдавией, куда этот регион придется вернуть против желания его жителей.
Напомним, такая попытка уже была: в 2003 году, когда предложенный Дмитрием Козаком план урегулирования приднестровского конфликта, предполагающий федеративное устройство РМ, не был подписан президентом Владимиром Ворониным. Приднестровцы это помнят и не хотят повторения истории, так и не ставшей успешной.
комментарии(0)