Мониторинговая миссия ОБСЕ практически ежедневно фиксирует нарушения прекращения огня в Донбассе. Фото Reuters
Владимир Зеленский готов обсуждать «формулу Штайнмайера» и с осторожностью относится к идее миротворческой миссии для Донбасса. Это главное отличие позиции новой команды от взглядов команды Порошенко. Означает ли это изменение в подходах Киева к урегулированию, станет известно после встречи «нормандской четверки».
Дата переговоров президентов России, Украины, Франции и канцлера Германии до сих пор не названа. Источники утверждают, что лидеры условились провести первую с октября 2016 года полноформатную встречу до конца сентября этого года. Напомним, глава МИД РФ Сергей Лавров сказал, что для предметного разговора требуется, в частности, «зафиксировать на бумаге формулу Штайнмайера». Этот план урегулирования называют по имени экс-главы МИДа, ныне президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. О формуле известно три года. Прежняя команда украинской власти отказывалась обсуждать ее. Зеленский готов рассмотреть вопрос в ходе встречи лидеров «нормандской четверки». Об этом он заявил в конце прошлой недели на совместной пресс-конференции с президентом Финляндии Саули Ниинистьо в Киеве. «Формулу Штайнмайера» и все пункты Минских соглашений будут рассматривать – и принимать решения – лидеры четырех государств», – сказал украинский президент.
Его заявление актуализировало вопрос о содержании плана. Экс-глава украинского МИДа Павел Климкин, в период работы которого и появилась «формула Штайнмайера», сказал украинским СМИ, что немецкий политик, которому приписывают авторство плана, сам не очень хорошо осведомлен, о чем идет речь.
Но в целом «формула звучит так: «Особый статус (для Донбасса. – «НГ») – через честные, демократические выборы в соответствии со стандартами ОБСЕ», коротко объяснил Климкин в колонке для «Европейской правды». По его словам, сама формула появилась в качестве ответа на актуальный в 2014–2016 годах вопрос о том, когда и при каких условиях Донбасс может получить особый статус. Как известно, команда Порошенко категорически отказывалась от этого определения, обещая отдельным районам Донецкой и Луганской областей только особый порядок местного самоуправления, то есть расширенные полномочия.
Новый глава МИД Украины Вадим Пристайко отметил, что в самой формуле нет ничего такого, чтобы кричать о предательстве или победе. Речь идет о времени и условиях проведения выборов местных органов власти в Донбассе. Украинские информагентства процитировали Пристайко: «Формулу Штайнмайера», которую согласовал Петр Порошенко, мы как люди, которые выполняют даже то, что пообещали наши предшественники, должны выполнять. Мы сейчас обсуждаем, в какой форме».
На неподконтрольных Киеву территориях могут пройти выборы в местные органы власти. Фото с сайта dan-news.info |
Гриценко отметил, что «во время последнего телефонного разговора президента Франции Эмманюэля Макрона с главой РФ Владимиром Путиным прозвучало твердое требование к Украине (к Зеленскому. – «НГ») подписать на встрече «нормандской четверки» письменное обязательство реализовать «формулу Штайнмайера» и выполнить Минские соглашения». Однако заявленная Зеленским готовность обсуждать этот план не обязательно означает намерение принять его в таком виде. Об этом можно судить по выступлениям представителей украинской власти на состоявшемся на выходных в Киеве ежегодном международном форуме «Ялтинская европейская стратегия» (YES).
На многие вопросы ответил глава МИДа Вадим Пристайко. Он заявил, что новая украинская власть, как и прежняя команда, не намерена вносить в Конституцию раздел об особом статусе Донбасса. Районам, которые сейчас неподконтрольны Киеву, предлагаются расширенные полномочия. «В Минских договоренностях записано, что будет проведена реформа украинского законодательства, реформа Конституции, в основе которой лежит децентрализация», – сказал Пристайко. По его словам, именно децентрализацией может воспользоваться местная власть в Донбассе – после выборов. Слова министра о том, что выборы региональной власти могут состояться одновременно на всей территории Украины (по плану – осенью 2020 года), вызвали много комментариев в Киеве. Пристайко в интервью каналу «Интер» уточнил: «Если мы сможем сделать до 2020 года так, чтобы оккупант ушел с нашей земли, это будет тот идеал, о котором я говорил. Наша с вами задача – сделать так, чтобы это время приблизилось».
Павел Климкин сомневается, что за год будут созданы необходимые условия. В интервью изданию «Левый берег» он отметил: «Я считаю, что выборы на оккупированных территориях возможны при выполнении двух фундаментальных условий. Первое – минимальный уровень безопасности, второе – минимальный уровень для свободных и честных выборов… Организованных Центризбиркомом Украины, с участием украинских политических партий, СМИ… Все эти критерии известны, они выписаны ОБСЕ. Иначе это будут не выборы, а фарс».
Свои мнения по этому поводу выразили в ходе упомянутой международной конференции временный поверенный в делах США в Украине Уильям Тейлор и спецпредставитель Госдепа США Курт Волкер. Оба подчеркнули, что первым условием является «вывод российских войск». «Мы уже видели, как выглядит «безопасность» под российской оккупацией. Это было (в ходе референдума в Крыму. – «НГ») под прицелом оружия. Не так должны выглядеть местные выборы в Донбассе», – сказал Тейлор. Волкер отметил, что Минские соглашения позволяют урегулировать конфликт: «Проблема в том, что Россия не признает свои обязательства и не выполняет их. Вместо этого Россия говорит, что ее там нет (в Донбассе. – «НГ») и Украина должна говорить с так называемыми республиками».
Команда Зеленского, как и команда Порошенко, пока не собирается вступать в диалог с ДНР/ЛНР, поскольку не признает их самостоятельными. При этом украинская власть настаивает, что первым условием для проведения выборов в Донбассе является обеспечение режима безопасности.
Принявший участие в конференции в Киеве глава МИД Словакии, председательствующей в ОБСЕ, Мирослав Лайчак считает, что для начала следует рассмотреть возможности «формулы Штайнмайера», которая может стать основой для выполнения Минских соглашений: «Есть мирный план – Минские соглашения, есть инструменты – «нормандская группа», трехсторонняя контактная группа (в Минске. – «НГ»), Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ (в Донбассе. – «НГ»), а также вовлеченность США… До последнего времени нам не хватало политической воли, желания выполнять Минские соглашения». Руководитель Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко сказал «24 каналу», что для Владимира Зеленского наступает период сложных внешнеполитических испытаний. По его мнению, европейские посредники могут попытаться давить на украинскую сторону, чтобы она приняла «формулу Штайнмайера» в том виде, в каком ее представляют в России и в ДНР/ЛНР. «Для Зеленского вызов – не согласиться на проведение выборов силами боевиков на неподконтрольных территориях. Это будет фикция, а не выборы… Также нельзя соглашаться на особый статус ДНР/ЛНР», – полагает Фесенко.
Политический обозреватель Сергей Гармаш в колонке для издания «Главред» отметил, что Украине могут попытаться навязать российский сценарий урегулирования: «Так называемая формула Штайнмайера, которую сейчас продавливают по линии «нормандской четверки», – это и есть московский вариант мира, который для Украины означает лишь символическое возвращение Донбасса, а де-факто регион останется российским». Он считает, что Зеленский напрасно отказывается развивать тему с вводом в Донбасс миротворческой миссии ООН: «Сценарий с миротворцами позволяет Украине не остаться один на один с Москвой».
Сергей Гармаш отметил, что многих в Украине «позиция Зеленского по Донбассу тревожит все больше».
Киев
комментарии(0)