0
9323
Газета СНГ Печатная версия

09.09.2019 19:54:00

Зеленский перед выбором: что делать с Донбассом

Встреча лидеров "нормандской четверки" может сорваться

Тэги: украина, конфликт, закон, местное самоуправление, донбасс, днр, лнр


украина, конфликт, закон, местное самоуправление, донбасс, днр, лнр Владимир Зеленский готов к встрече в «нормандском формате». Фото с сайта www.president.gov.ua

В ближайшее время украинская власть должна решить, что делать с законом «Об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Команда Порошенко приняла его в сентябре 2014-го сроком на три года, а затем дважды продлевала на год. Формально закон действует до конца 2019-го, но реально он так и не вступил в силу. Владимиру Зеленскому подсказывают, что нужен новый закон.

В Киеве считают, что Владимир Путин озвучил основные положения требуемого документа 8 сентября в ходе телефонного разговора с президентом  Франции Эмманюэлем Макроном. Речь шла о подготовке к встрече лидеров «нормандской четверки». 

Пресс-служба Кремля сообщила: «Обращено внимание на необходимость выполнения Киевом договоренностей, достигнутых в ходе предыдущих встреч на высшем уровне в Париже и Берлине в 2015 и 2016 годах, включая разведение сил и средств на согласованных участках линии соприкосновения и закрепление в письменном виде «формулы Штайнмайера».

Владимир Зеленский на днях говорил о планах отвода войск и вооружений – вначале на отдельных, утвержденных контактной группой в Минске, участках, а затем и вдоль всей линии разграничения. Но о «формуле Штайнмайера» в Киеве не вспоминают. Напомним, этот план урегулирования был обнародован в СМИ в 2016 году со ссылкой на авторство тогдашнего главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. Представители команды Порошенко утверждали, что немецкий министр не имел отношения к этому плану и что документ не был ни официально представлен, ни принят.

Три года назад говорили, что «формула Штайнмайера» предполагает поэтапное урегулирование. Первый шаг – принятие Верховной радой закона об особых правилах проведения местных выборов в Донбассе (прежняя украинская власть настаивала на том, что выборы должны состояться по украинскому законодательству, без каких-либо особенностей). Далее – проведение выборов под контролем ОБСЕ (в 2018-м обсуждалась возможность привлечения к контролю миротворческой миссии ООН). Как только ОБСЕ обнародует отчет об итогах местных выборов в Донбассе, признав их законными, свободными и демократичными, временно вступает в силу украинский закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Далее Верховная рада должна была внести поправки в Конституцию, предоставив Донбассу особый статус. После этого Украина получила бы контроль над границей с РФ, а закон об особенностях местного самоуправления в отдельном регионе вступил бы в силу на постоянной основе.

Напомним, этот закон, который в СМИ называли «законом об особом статусе», предполагал максимальное расширение полномочий местной власти в неподконтрольных Киеву районах Донбасса. Так, региональные органы управления должны были получить право формировать собственные органы правопорядка, прокуратуру, суды; реализовать на свое усмотрение гуманитарную политику; развивать независимые экономические связи. Закон был принят Верховной радой еще в сентябре 2014 года, сразу после подписания первых Минских соглашений. Тогда парламент седьмого созыва (избранный в период президентства Януковича) стремился не допустить развития кризисного сценария в Донбассе. И пообещал местным органам власти широкие полномочия, но при одном условии – выборы в местные советы должны были состояться в начале декабря 2014 года по украинскому законодательству.

Однако в Донецке и Луганске не приняли это условие и поступили по-своему: в начале ноября 2014-го в ДНР и ЛНР провели выборы глав и парламентов республик. В Украине эти выборы не признали, боевые действия разгорелись с новой силой. В феврале 2015 года был подписан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений (Минск-2), а весной того же года Верховная рада восьмого созыва, избранная уже при президенте Петре Порошенко, внесла поправки в закон «об особом статусе». Депутаты перечислили ряд условий, после выполнения которых закон вступит в силу: прекращение огня, отвод войск, обеспечение режима полной безопасности, возвращение Украине контроля над довоенной территорией Донбасса. В целом суть поправок сводилась к тому, что местная власть в регионе получит широкие полномочия только после того, как ДНР/ЛНР будут ликвидированы, Украина возобновит свою юрисдикцию и сможет провести местные выборы по своему законодательству.

В Донецке и Луганске эти условия не приняли. Поэтому закон формально считался действующим, но реально не вступал в силу. Команде Порошенко пришлось дважды, в 2017 году и в 2018 году, добиваться от Верховной рады пролонгации этого документа на год. Член фракции «Блока Петра Порошенко» Александр Бригинец в прошлом году убеждал коллег, что пролонгация нужна для «политической демонстрации Украиной стремления к выполнению договоренностей, подтвержденных ООН (Минска-2. – «НГ»)». Он настаивал на том, что существование такого закона позволяет Западу сохранять антироссийские санкции: «А если Украина действие закона не продлит, Россия заявит Западу, что, мол, Украина отходит от минского процесса». Соратники Порошенко говорили также о том, что закон «об особом статусе» является аргументом на переговорах о вводе в Донбасс миротворческой миссии ООН.

С тех пор не продвинулись переговоры ни о миротворцах, ни о реалистичном плане урегулирования. Сейчас ожидается прорыв в ходе встречи лидеров «нормандской четверки». Российский президент в воскресенье назвал условия для проведения такой встречи. В понедельник глава МИД Украины Вадим Пристайко в ходе совместной пресс-конференции с главой МИД Республики Молдова Нику Попеску заявил, что Киев готов к разговору в «нормандском формате». «По меньшей мере президент Зеленский готов это сделать даже не до декабря, а в этом месяце», – сказал Пристайко.

Вопрос о том, означает ли это, что украинская власть приняла российские условия или готова их обсуждать, остается открытым. Руководитель Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко отметил в своем блоге, что ранее Владимир Зеленский неоднократно заявлял «о неприемлемости признания сепаратистских республик и закрепления «особого статуса» отдельных регионов в Конституции Украины… Об амнистии можно говорить только после прекращения военных действий и согласования модели выборов, в том числе и вопросов их демократичности и безопасности проведения».

По мнению Фесенко, ситуация такова, что встреча лидеров «нормандской четверки» может быть сорвана, поскольку российский президент «обозначил едва ли не ультимативные требования к Украине – как предварительные условия для саммита лидеров стран «нормандского формата»: амнистия боевикам, официальное подтверждение «формулы Штайнмайера» (имплементация закона об особом статусе Донбасса на временной основе в день голосования, а на постоянной основе – после подведения итогов и подтверждения результатов выборов структурами ОБСЕ). Кроме того, Россия по-прежнему настаивает, чтобы Киев вступил в прямые переговоры с Донецком и Луганском и закрепил в Конституции особый статус Донбасса».

В ближайшее время Верховной раде девятого созыва нужно решить, как поступить с действующим, но не вступившим в силу законом «об особом статусе». Еще в июле лидер пропрезидентской партии «Слуга народа» Дмитрий Разумков, который в конце августа был избран председателем парламента, говорил, что пролонгация закона будет зависеть от переговоров в «нормандском формате». Но теперь вопрос стоит иначе: продлит ли украинская сторона действие закона, который не признается ни ДНР/ЛНР, ни Россией. Или внесет в него поправки, изменив условия вступления в силу. А может быть, новая Верховная рада предложит свой закон, который устроит другую сторону.

Военный эксперт Олег Жданов считает, что «единственное, что сейчас может предложить Путину Зеленский, – суверенитет неподконтрольных территорий. И этот суверенитет для Путина – в особом статусе Донбасса и законе об амнистии для боевиков». Об этом эксперт написал в колонке для «Главреда». Жданов отметил, что в отличие от Порошенко Зеленский располагает в Верховной раде большинством в поддержку своих инициатив. И может провести решения, которые «назовут путем к миру». 

Киев


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1501
Украинские власти пытаются приспособить Трампа для себя

Украинские власти пытаются приспособить Трампа для себя

Наталья Приходко

День достоинства и свободы в Киеве отметили указом о лишении госнаград из-за инакомыслия

0
1161
Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Владимир Мухин

Пентагон сохраняет бдительность в связи с корректировкой ядерной доктрины РФ

0
2052
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1977

Другие новости