Владимир Зеленский готов к встрече в «нормандском формате». Фото с сайта www.president.gov.ua
В ближайшее время украинская власть должна решить, что делать с законом «Об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Команда Порошенко приняла его в сентябре 2014-го сроком на три года, а затем дважды продлевала на год. Формально закон действует до конца 2019-го, но реально он так и не вступил в силу. Владимиру Зеленскому подсказывают, что нужен новый закон.
В Киеве считают, что Владимир Путин озвучил основные положения требуемого документа 8 сентября в ходе телефонного разговора с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Речь шла о подготовке к встрече лидеров «нормандской четверки».
Пресс-служба Кремля сообщила: «Обращено внимание на необходимость выполнения Киевом договоренностей, достигнутых в ходе предыдущих встреч на высшем уровне в Париже и Берлине в 2015 и 2016 годах, включая разведение сил и средств на согласованных участках линии соприкосновения и закрепление в письменном виде «формулы Штайнмайера».
Владимир Зеленский на днях говорил о планах отвода войск и вооружений – вначале на отдельных, утвержденных контактной группой в Минске, участках, а затем и вдоль всей линии разграничения. Но о «формуле Штайнмайера» в Киеве не вспоминают. Напомним, этот план урегулирования был обнародован в СМИ в 2016 году со ссылкой на авторство тогдашнего главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. Представители команды Порошенко утверждали, что немецкий министр не имел отношения к этому плану и что документ не был ни официально представлен, ни принят.
Три года назад говорили, что «формула Штайнмайера» предполагает поэтапное урегулирование. Первый шаг – принятие Верховной радой закона об особых правилах проведения местных выборов в Донбассе (прежняя украинская власть настаивала на том, что выборы должны состояться по украинскому законодательству, без каких-либо особенностей). Далее – проведение выборов под контролем ОБСЕ (в 2018-м обсуждалась возможность привлечения к контролю миротворческой миссии ООН). Как только ОБСЕ обнародует отчет об итогах местных выборов в Донбассе, признав их законными, свободными и демократичными, временно вступает в силу украинский закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Далее Верховная рада должна была внести поправки в Конституцию, предоставив Донбассу особый статус. После этого Украина получила бы контроль над границей с РФ, а закон об особенностях местного самоуправления в отдельном регионе вступил бы в силу на постоянной основе.
Напомним, этот закон, который в СМИ называли «законом об особом статусе», предполагал максимальное расширение полномочий местной власти в неподконтрольных Киеву районах Донбасса. Так, региональные органы управления должны были получить право формировать собственные органы правопорядка, прокуратуру, суды; реализовать на свое усмотрение гуманитарную политику; развивать независимые экономические связи. Закон был принят Верховной радой еще в сентябре 2014 года, сразу после подписания первых Минских соглашений. Тогда парламент седьмого созыва (избранный в период президентства Януковича) стремился не допустить развития кризисного сценария в Донбассе. И пообещал местным органам власти широкие полномочия, но при одном условии – выборы в местные советы должны были состояться в начале декабря 2014 года по украинскому законодательству.
Однако в Донецке и Луганске не приняли это условие и поступили по-своему: в начале ноября 2014-го в ДНР и ЛНР провели выборы глав и парламентов республик. В Украине эти выборы не признали, боевые действия разгорелись с новой силой. В феврале 2015 года был подписан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений (Минск-2), а весной того же года Верховная рада восьмого созыва, избранная уже при президенте Петре Порошенко, внесла поправки в закон «об особом статусе». Депутаты перечислили ряд условий, после выполнения которых закон вступит в силу: прекращение огня, отвод войск, обеспечение режима полной безопасности, возвращение Украине контроля над довоенной территорией Донбасса. В целом суть поправок сводилась к тому, что местная власть в регионе получит широкие полномочия только после того, как ДНР/ЛНР будут ликвидированы, Украина возобновит свою юрисдикцию и сможет провести местные выборы по своему законодательству.
В Донецке и Луганске эти условия не приняли. Поэтому закон формально считался действующим, но реально не вступал в силу. Команде Порошенко пришлось дважды, в 2017 году и в 2018 году, добиваться от Верховной рады пролонгации этого документа на год. Член фракции «Блока Петра Порошенко» Александр Бригинец в прошлом году убеждал коллег, что пролонгация нужна для «политической демонстрации Украиной стремления к выполнению договоренностей, подтвержденных ООН (Минска-2. – «НГ»)». Он настаивал на том, что существование такого закона позволяет Западу сохранять антироссийские санкции: «А если Украина действие закона не продлит, Россия заявит Западу, что, мол, Украина отходит от минского процесса». Соратники Порошенко говорили также о том, что закон «об особом статусе» является аргументом на переговорах о вводе в Донбасс миротворческой миссии ООН.
С тех пор не продвинулись переговоры ни о миротворцах, ни о реалистичном плане урегулирования. Сейчас ожидается прорыв в ходе встречи лидеров «нормандской четверки». Российский президент в воскресенье назвал условия для проведения такой встречи. В понедельник глава МИД Украины Вадим Пристайко в ходе совместной пресс-конференции с главой МИД Республики Молдова Нику Попеску заявил, что Киев готов к разговору в «нормандском формате». «По меньшей мере президент Зеленский готов это сделать даже не до декабря, а в этом месяце», – сказал Пристайко.
Вопрос о том, означает ли это, что украинская власть приняла российские условия или готова их обсуждать, остается открытым. Руководитель Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко отметил в своем блоге, что ранее Владимир Зеленский неоднократно заявлял «о неприемлемости признания сепаратистских республик и закрепления «особого статуса» отдельных регионов в Конституции Украины… Об амнистии можно говорить только после прекращения военных действий и согласования модели выборов, в том числе и вопросов их демократичности и безопасности проведения».
По мнению Фесенко, ситуация такова, что встреча лидеров «нормандской четверки» может быть сорвана, поскольку российский президент «обозначил едва ли не ультимативные требования к Украине – как предварительные условия для саммита лидеров стран «нормандского формата»: амнистия боевикам, официальное подтверждение «формулы Штайнмайера» (имплементация закона об особом статусе Донбасса на временной основе в день голосования, а на постоянной основе – после подведения итогов и подтверждения результатов выборов структурами ОБСЕ). Кроме того, Россия по-прежнему настаивает, чтобы Киев вступил в прямые переговоры с Донецком и Луганском и закрепил в Конституции особый статус Донбасса».
В ближайшее время Верховной раде девятого созыва нужно решить, как поступить с действующим, но не вступившим в силу законом «об особом статусе». Еще в июле лидер пропрезидентской партии «Слуга народа» Дмитрий Разумков, который в конце августа был избран председателем парламента, говорил, что пролонгация закона будет зависеть от переговоров в «нормандском формате». Но теперь вопрос стоит иначе: продлит ли украинская сторона действие закона, который не признается ни ДНР/ЛНР, ни Россией. Или внесет в него поправки, изменив условия вступления в силу. А может быть, новая Верховная рада предложит свой закон, который устроит другую сторону.
Военный эксперт Олег Жданов считает, что «единственное, что сейчас может предложить Путину Зеленский, – суверенитет неподконтрольных территорий. И этот суверенитет для Путина – в особом статусе Донбасса и законе об амнистии для боевиков». Об этом эксперт написал в колонке для «Главреда». Жданов отметил, что в отличие от Порошенко Зеленский располагает в Верховной раде большинством в поддержку своих инициатив. И может провести решения, которые «назовут путем к миру».
Киев
комментарии(0)