Генпрокурор Руслан Рябошапка (второй слева) на встрече с американскими сенаторами в Киеве. Фото со страницы посольства США в Украине в Flickr
Одно из крупнейших украинских предприятий – АО «Мотор Сич» – снова оказалось в центре скандала. На этой неделе Служба безопасности Украины (СБУ) сообщила о расследовании по фактам госизмены и диверсионных действий. Новость появилась на фоне споров о продаже акций предприятия китайским инвесторам. Против выступают США.
На этой неделе в Киев приехали американские сенаторы Крис Мерфи и Рон Джонсон, которым ранее отказали в российских визах. В Украине американцы первым делом встретились с только что назначенным генпрокурором Русланом Рябошапкой. Посольство США анонсировало и другие встречи сенаторов с украинским руководством, в ходе которых планируется «обсудить партнерство Украины и США».
Сейчас отношения зависят от тех решений, которые примет украинская власть по поводу продажи акций предприятия «Мотор Сич». Речь идет о крупнейшем производителе авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок. Запорожское АО имеет несколько дочерних предприятий – машиностроительных и моторостроительных заводов в разных областях Украины. В состав «Мотор Сич» входят также обособленные подразделения – структуры, не зарегистрированные как отдельные юрлица, но имеющие право открывать расчетные счета. На всех предприятиях этой группы работает более 25 тыс. человек.
Политический обозреватель Денис Попович в колонке для издания «Слово и дело» отметил: «Украинский рынок слишком мал для такого гиганта, как «Мотор Сич», поэтому значительную часть своих заказов компания получала в РФ. С началом российской агрессии против Украины этот канал был перекрыт (эксперты говорят о потере двух третей заказов), поэтому «Мотор Сич» начало нести убытки». По его данным, в группе предприятий начались сокращения штата. Политолог Кирилл Сазонов в колонке, обнародованной «Цензор.нет», согласился, что мощности «Мотор-Сич» традиционно были загружены российскими заказами: «Основной сбыт был в РФ. В 2015 году предприятие его в значительной мере потеряло. Нужна ли эта продукция на Западе? Сомнительно. Там свои производители, свои стандарты, жесткая конкуренция».
Стратегическое предприятие перешло в частные руки еще в период президентства Леонида Кучмы. Тогда сообщалось, что руководитель группы Вячеслав Богуслаев сконцентрировал 75–80% акций «Мотор Сич». После 2014 года стали появляться новости о продаже пакетов акций. Так, по данным открытых источников, 17,3% принадлежит АО Business House Helena (Панама), более 50% сконцентрировала офшорная компания Skyrizon Aircraft Holdings Limited, которую связывают с китайскими владельцами.
Кирилл Сазонов отметил: «Около 75% акций с 2016–2017 годов уже принадлежат группе китайских владельцев (по сути, трейдеров), то есть де-юре предприятие уже давно китайское. Акции были куплены законно, любой суд это подтвердит. Сейчас перед Антимонопольным комитетом Украины стоит исключительно вопрос – разрешить ли концентрацию (перепродажу от китайских «трейдеров» китайскому инвестору). Концентрация акций необходима для выхода на биржу, с тем чтобы инвестор мог привлечь средства для модернизации и развития производства».
На этом этапе в ситуацию вмешались США. В августе издание Wall Street Journal сообщило, что помощник президента США по вопросам нацбезопасности Джон Болтон специально прилетел в Украину, чтобы убедить украинское руководство отказаться от идеи продажи «Мотор Сич» китайским инвесторам. Болтон действительно побывал в Киеве. Отвечая на вопрос Радио «Свобода», он сказал: «Я не хочу говорить о конкретных сделках, но действительно считаю, что правительство, которое действует в собственной суверенной сфере, имеет право защищать свою оборонную отрасль и желать благосостояния для украинского народа». Болтон порекомендовал команде Зеленского проверить, будет ли отвечать интересам народа запланированная сделка по продаже акций «Мотор Сич».
Украинские эксперты не видят ничего опасного в этой сделке. «В апреле 2018 года был подписан договор между государством в лице «Укроборонпрома» и китайскими компаниями, согласно которому будущий инвестор обязуется на протяжении пяти лет обеспечить прибыль от продажи авиационных двигателей и оборудования… Инвестор берет на себя социальные гарантии и обязательство сохранить трудовой коллектив в количестве 25 тыс. человек…То есть Украина получает гарантии, что «Мотор Сич» будет развиваться, Китай гарантирует сбыт продукции, выплату зарплат, огромные налоговые поступления в государственный и местные бюджеты. Пытаюсь найти аргументы, почему это может быть для Украины невыгодно, и, честно говоря, не нахожу», – написал Сазонов.
Эксперт ответил критикам: «Абсолютная глупость считать, что китайцы стремятся заполучить наши технологии в авиастроении. Эти технологии уже давно и в руках русских, и в руках китайцев. От гибели «Мотор Сич», а следом за ней и ГП «Антонов», ГП «Ивченко-Прогресс» США ничего не выиграет – Китай это не остановит. А вот для Украины это будет очень чувствительный удар. Украинцы, привыкшие видеть в лице США друзей и партнеров, лишь убедятся, что стали разменной пешкой в большой геополитической игре».
Политический эксперт Юрий Бутусов отметил, что «Китай вступил в гонку вооружений с США и является главным оппонентом Америки на геополитическом уровне. Китайцы производят почти полный спектр самых современных вооружений. Но одной из самых сложных и не освоенных китайцами в полной мере технологий является производство двигателей. А двигатель – это основа любой боевой платформы, самый сложный и самый важный элемент». Он считает, что, купив украинское стратегическое предприятие, Китай совершит огромный технологический скачок в вертолетостроении: «Но завод после выкачки технологий наверняка будет уничтожен, китайцы скупают технологии, им не нужны рабочие места в Украине. Надо защитить предприятие, сохранить производство в Украине… Партнеры из США должны помочь заводу с загрузкой заказами. Американцы контролируют многие рынки вооружений. Отношения должны быть взаимовыгодными. Любые запреты надо компенсировать».
Формально сейчас ситуацией занимается Антимонопольный комитет Украины. Но пауза может затянуться, поскольку в ситуацию вмешалась СБУ. Новость появилась в виде ответа на официальный запрос «Экономической правды». СБУ сообщила, что начато досудебное расследование в уголовном производстве по признакам преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом: «А именно по факту подготовки к совершению диверсии – действий, направленных на разрушение акционерного общества «Мотор Сич» как объекта, имеющего важное народно-хозяйственное и оборонное значение. А также предоставление представителями АО «Мотор Сич» помощи Российской Федерации в проведении подрывной деятельности против Украины путем поставки продукции военного назначения и двойного использования». Никакие подробности расследования СБУ не сообщила, ссылаясь на тайну следствия.
За последние годы было несколько скандалов, в которых фигурировало предприятие. С 2015 года СБУ подозревала «Мотор Сич» в финансировании терроризма. Речь шла об уплате налогов и сборов в бюджет непризнанной ДНР одним из обособленных структурных подразделений группы – «Снежанским машиностроительным заводом». Позже СБУ заинтересовалась обстоятельствами продажи акций. Теперь подозрения связаны как с незаконными поставками продукции, так и с возможной попыткой уничтожить само предприятие.
Некоторые эксперты в Киеве допускают, что расследования – это попытка затянуть рассмотрение вопроса о продаже пакета акций китайским инвесторам. Политолог Владимир Фесенко сказал «24 каналу», что команде Зеленского не удастся долго тянуть время: «Надо найти баланс интересов. Нельзя просто так выполнять чьи-то указания. Нельзя повторять ошибки, которые 20 лет назад были при отказе от Бушерского контракта. Украина в ситуации вокруг «Мотор Сич» должна заботиться прежде всего о собственных национальных интересах».
Киев
комментарии(0)