В приграничном селении Эргнети 2 сентября во второй половине дня запланированы переговоры между представителями Грузии и Южной Осетии. Внеочередная встреча состоится в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) и на ней будет рассматриваться вопрос грузинского полицейского блок-поста у селения Чорчана. Предыдущая встреча сорвалась после ультимативного требования осетинской стороны ликвидировать блок-пост.
Ультиматум истек давно. Грузинский полицейский пост все еще остается на месте – у грузинского села Чорчана и осетинского Цнелиси. Тбилиси не намерен демонтировать его, утверждая, что он находится на территории, которая всегда – и до, и после августовской войны 2008 года – контролировалась центральными властями Грузии.
Появление полицейского блок-поста у селения Чорчана грузинская сторона объясняет заботой о безопасности местного населения. Крестьяне несколько дней назад заметили скопление российских военных и техники около осетинского селения Цнелиси. Памятуя о том, как именно была проведена граница в районе грузинского села Гугутианткари, оставшегося в результате бордеризации без части пастбищ и садов, и, подозревая, что подобное может произойти и в Чорчана, в Тбилиси решили поставить здесь блок-пост.
Цхинвали несогласованное появление дополнительных грузинских полицейских сил в конфликтной зоне расценил как угрозу жителям осетинского села Цнелиси. На встрече в приграничном селении и Эргнети представитель властей частично признанной Южной Осетии Егор Кочиев предъявил грузинским визави ультиматум от имеми президента Анатолия Бибилова. В нем, в частности, предлагалось незамедлительно ликвидировать полицейский блок-пост, иначе «осетинская сторона готова самостоятельно заняться обеспечением безопасности своих граждан». То есть Цхинвали пригрозил ликвидировать полицейский блок-пост.
Переговоры после предъявления этого ультиматума были прерваны. Но сторонам, несмотря на повышенные эмоции, к счастью хватило ума договориться о новой встрече. Все последние дни у блок-поста находятся грузинские журналисты, общественные активисты, а также представители Миссии наблюдения Евросоюза. Периодически в Чорчану наезжают сотрудники дипмиссий, аккредитованных в Грузии. Все они согласны с позицией Тбилиси - в официальном заявлении МИД говорится, что грузинская сторона вправе устраивать на своей территории полицейские блок-посты там, где считает нужным без какого-либо согласования с кем бы то ни было.
МИД РФ действия Грузии в окрестностях сел Чорчана и Цнелиси назвал опасной провокацией. «Все последние месяцы Тбилиси целенаправленно нагнетал напряженность на границе посредством провокационных акций и политико-пропагандистских кампаний, осуществляемых при поддержке западных стран. Это отнюдь не способствовало решению застарелой пограничной проблемы, а наоборот накаляло атмосферу в регионе», - говорится в заявлении внешнеполитического ведомства. Российская сторона заостряет внимание на том, что Тбилиси действует в одностороннем порядке, отказываясь от предложения Цхинвали начать переговоры по делимитации и демаркации границы.
Бывший госминистр по примирению и гражданскому равноправию, конфликтолог Паата Закареишвили считает, что острая реакция российской и осетинской сторон вызвана, должно быть, тем, что правящая «Грузинская мечта» (ГМ) впервые за время конфликта предприняла действия без согласования, что было присуще экс-президенту Михаилу Саакашвили. «В то время в ходу был язык ультиматумов и угроз. ГМ лишила оппонентов этой возможности, но теперь она появилась снова и, надо полагать, обрадовала российскую и осетинскую стороны – работать против агрессивной политики проще, отвечать угрозами на угрозы - легко», - считает Закареишвили.
Появление полицейского блок-поста в Чорчана можно считать своеобразным протестом грузинской стороны против так называемой бордеризации, проводимой российскими военными. Руководствуясь картами 1922 года, когда была создана «Юго-Осетинская автономная область в составе Грузии», они не обращают внимания на то, что за прошедшие почти сто лет местность изменилась. В результате обустраиваемая ими граница зачастую отсекает грузинские деревни от пастбищ, водоканалов, фруктовых садов, а иногда разрезает эти населенные пункты, «переводя» под юрисдикцию осетинской стороны отдельные домовладения и хозяйства.
комментарии(0)