Александр Лукашенко пока не дал добро на трансформацию общественного объединения «Белая Русь» в партию. Фото с сайта www.president.gov.by
Белорусы закончили общественное обсуждение законопроекта о политических партиях и общественных объединениях. Наряду с либеральными нормами он ужесточает контроль расходования финансов партий. Эксперты высказали свои возражения на этот счет.
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений» был вынесен на общественное обсуждение. Оно закончилось 2 августа. Сейчас предложения независимых экспертов будут обсуждать государственные аналитики, однако вероятность того, что они будут услышаны, невелика. Правда, судя по оценкам экспертов, проект содержит как либеральные новшества, так и ужесточающие условия деятельности партий и общественных объединений.
В частности, для создания партии по новым правилам будет достаточно 800 учредителей вместо тысячи по прежним условиям, а общественного объединения – 40 вместо 50. Кроме того, можно будет регистрировать общественные объединения на местном уровне, но вести деятельность по всей стране. В то время как сейчас они могут действовать только там, где зарегистрированы. К либеральным новшествам авторы проекта относят разрешение регистрировать партию или общественную организацию по месту работы ее руководителя и с разрешения руководителя того предприятия, где партийный лидер трудится. По действующему законодательству для этого необходимо было арендовать офис с отдельным юридическим адресом, что зачастую непросто и финансово, и чисто административно для оппозиционных партий, сдавать офисы которым опасаются. Правда, независимые эксперты не согласны с тем, что это либеральная норма, поскольку для руководителя госпредприятия дать добро на юридический адрес оппозиционной партии может быть так же опасно, как и сдать ей офис. В то же время это может существенно упростить жизнь провластным общественным организациям и политическим партиям. «В целях мобилизации для участия в выборах административнозависимых сотрудников предприятия удобнее иметь структуры по месту работы, а не только по месту жительства членов партии, заместитель директора предприятия по идеологии может быть одновременно и территориальным боссом партии власти, а значит, его кабинет будет законно использоваться для партийной работы», – рассуждает политический обозреватель Павлюк Быковский. Не исключено, что эта норма предшествует преобразованию провластного общественного объединения «Белая Русь» в партию. Общественность давно ждет этого события, однако президент Александр Лукашенко пока так и не дал своего согласия.
Участники публичного обсуждения больше всего замечаний высказали относительно нововведений, которые касаются финансов политических партий и общественных объединений. В частности, законопроект устанавливает, что на оплату труда они могут направлять не более 40% средств. «Это поставит общественные объединения в неравные условия с другими некоммерческими организациями в отношении возможности стать исполнителями государственного социального заказа», – отмечает член правления Международного просветительского общественного объединения АКТ, юрист Валерий Жураковский. Поскольку в рамках исполнения госзаказа, как правило, финансируется именно оплата труда. Предлагаемая к введению норма также противоречит ряду правовых нормативных актов Республики Беларусь. «Согласно ч. 3 ст. 553 ГК жертвователь, который оказывает общественному объединению пожертвование, сам может определить его целевое назначение. Соответственно предлагаемая к введению норма закона ограничивает право лица, предоставляющего пожертвование, самостоятельно определять целевое назначение пожертвования, исходя из ограничений по выплате заработной платы», – соглашается с такой оценкой и юрист Ольга Смолянко. По ее мнению, контроль над расходами «нарушает права тех общественных объединений, которые в силу своего предмета деятельности могут быть связаны целиком с наймом персонала и практически не имеют нужды в других расходах».
Также эксперты считают необходимым позволить некоммерческим организациям заниматься коммерческой деятельностью. Законопроект предлагает разрешить это только в том случае, если она соответствует уставным целям. Даже среди различных государственных органов нет единого понимания, что же означает это требование, кроме того, такая формулировка носит оценочный характер: если очень надо будет, то всегда можно сказать, что не соответствует целям, отмечают юристы.
Проект закона предлагает разрешить государству «оказывать политическим партиям, союзам информационную, методическую и иную поддержку» «на принципах законности, партнерства, прозрачности, равноправия, согласованности и ответственности». Как и действующее законодательство, он не предполагает госфинансирования партий, однако эксперты полагают, что понятие «поддержка» может включать в себя некие льготы для провластных партий. Например, по налогам или аренде имущества.
«Законопроект удивительным образом совмещает нормы, которые облегчат жизнь общественникам и партийцам, и те, которые ее серьезно осложнят», – резюмирует Павлюк Быковский. Прислушаются ли государственные эксперты к мнению участников общественного обсуждения, станет понятно, когда будут подведены его официальные итоги.
Минск
комментарии(0)