В украинских городах и селах сносят советские памятники. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
За несколько дней до парламентских выборов Конституционный суд Украины поставил точку в спорах о декоммунизации. Принятый весной 2015 года пакет законов, которым коммунистическая идеология и символика приравнивались к нацистской, сейчас признан соответствующим украинской Конституции. Та часть оппозиции, которая несколько лет ждала судебного вердикта, теперь намерена отменить декоммунизацию решением нового состава парламента.
Напомним, в апреле-мае 2015 года в Украине были приняты и вступили в силу законы «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики»; «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке» (бойцы запрещенной в РФ националистической Украинской повстанческой армии (УПА) получили такой же статус, как и солдаты Советской армии); «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939–1945 гг.» (с 2015 года в Украине не используют название «Великая Отечественная война»); «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917–1991 годов».
Весь этот пакет обычно называют «законами о декоммунизации». Согласно им, Украина официально приравняла коммунистический строй к нацистскому (фашистскому) режиму, одинаково осудила их и ввела запрет на публичное использование символики и на пропаганду идеологии. Под пропагандой подразумевались «публичное отрицание преступного характера коммунистического и нацистского режимов».
А также «распространение информации, оправдывающей преступный характер коммунистического режима, оправдывающей деятельность советских органов госбезопасности и преследование участников борьбы за независимость Украины в XX веке», а также «производство, распространение и публичное использование продукции, содержащей символику коммунистического режима».
За нарушение закона было предусмотрено жесткое наказание – до пяти лет лишения свободы с конфискацией имущества или без. Выйти на улицу с красным флагом или с георгиевской ленточкой означает нарушить закон. Исключение в использовании символики депутаты предусмотрели для музеев и тематических выставок, для научных пособий (при условии соблюдения нормы о признании преступного характера режима), для научных исследований и т.п.
То есть проводить исторические исследования запрещенной идеологии в Украине можно, а пропагандировать ее нельзя. Под запрет попала Компартия Украины, организации, использующие советскую символику, некоторые фильмы времен СССР, а также множество памятников и географических названий.
За четыре года с момента принятия законов, по сообщению Украинского института национальной памяти, в стране было демонтировано более 2,5 тыс. памятников, переименовано около 1 тыс. населенных пунктов (например, город Днепропетровск решением Верховной рады получил название Днепр), 25 районов. Руководитель института Владимир Вятрович, отчитываясь о проделанной работе, сказал журналистам, что процесс декоммунизации для Украины равнозначен «деколонизации – избавлению от имперского наследия, которое может быть использовано для восстановления империи». «Россия использует совместное прошлое, чтобы восстановить свое влияние на Украину», – сказал Вятрович.
Совершенно иначе восприняла декоммунизацию та часть украинской оппозиции, которую в СМИ называют «пророссийским лагерем» (это бывший «Оппозиционный блок», расколовшийся на «Оппозиционную платформу – За жизнь» и новый союз партий «Оппозиционный блок», «Партия мира и развития», «Наши», «Возрождение», «Доверяй делам»).
Представитель президента в Раде Руслан Стефанчук подтвердил, что команда Зеленского не намерена отменять законы о декоммунизации. Фото с сайта www.president.gov.ua |
Группа из 46 депутатов Верховной рады подала в Конституционный суд соответствующий иск. Но дело лежало без движения. И на региональном уровне начались противоречивые процессы. Так, 19 июня в Харькове местный горсовет принял решение вернуть центральному проспекту название имени советского маршала Георгия Жукова (в 2016 году в рамках декоммунизации проспекту дали имя диссидента Петра Григоренко). В начале июня члены националистических организаций снесли бюст Жукова в Харькове, но мэр Харькова Геннадий Кернес (один из лидеров партии «Доверяй делам») сразу же заявил, что памятник будет восстановлен.
На харьковскую ситуацию обратили внимание в Киеве. Обеспокоенность выразили члены команды Петра Порошенко. Председатель уходящей Верховной рады Андрей Парубий заявил, что возвращение проспекту имени «украинофоба Жукова – это прямое нарушение закона о декоммунизации, осуществленное демонстративно и провокативно». Он сказал, что в ситуацию должна вмешаться государственная система правопорядка.
Впрочем, прежний состав Верховной рады, избранный осенью 2014 года, готовится сложить полномочия. А в новом составе «пророссийские силы» могут сформировать крупную фракцию. Ранее представители этой части оппозиции обещали после выборов внести на рассмотрение парламента законопроекты об отмене ряда законов, принятых в период президентства Порошенко, – о декоммунизации, о государственном языке, о люстрации.
По соцопросам, первую скрипку в новой Верховной раде будет играть все же партия «Слуга народа» Владимира Зеленского. Новый украинский президент еще в период предвыборной кампании, отвечая на вопросы, не выступал против декоммунизации, но уточнял, что этот процесс должен проходить демократично, с учетом мнения граждан. На днях представитель президента в парламенте Руслан Стефанчук в интервью «РБК-Украина» подтвердил, что команда Зеленского не намерена отменять законы о декоммунизации: «Все, что сделано, – прекрасно. Если надо будет сделать что-то большее, то я уверен, что Владимир Зеленский как патриот Украины приложит к этому все усилия». Стефанчук призвал не искать проблемы в истории, в прошлом: «У Украины очень сложная история, но моментов, которые объединяют украинцев, гораздо больше, чем вещей, которые разъединяют. Безусловно, у всех останутся свои герои, симпатии и антипатии. Но основная задача государства – это не «разделяй и властвуй», а «объединяй и приумножай».
В то же время лидер партии «Слуга народа» Дмитрий Разумков допустил, что вопросы о переименовании в рамках декоммунизации могут, как и многие другие вопросы, решаться на местных референдумах: «Решение о переименовании городов, сел и улиц должны принимать те, кто непосредственно там живет». Проблема в том, что в Украине нет действующих законов ни о национальном, ни о местных референдумах.
После президентских выборов Конституционный суд приступил к обсуждению вопроса. С мая украинские радикалы устраивали акции у здания суда, требуя оставить в силе законы о декоммунизации. Но ни тогда, ни сейчас тема декоммунизации не вызывала заметных эмоций в обществе. Люди не протестуют, но и не выходят на акции в поддержку законов. Отчасти потому, что на первый план вышли совсем другие проблемы. А также потому что все события после крымского референдума 2014 года многими воспринимались как окончательный разрыв с советским прошлым.
Конституционный суд обнародовал свой вердикт на этой неделе. Судьи признали, что решение Верховной рады о приравнивании коммунистического режима к нацистскому было справедливым, поскольку оба осуществляли тоталитарный контроль над обществом путем преследований, репрессий, нарушения прав человека. Вердикт окончателен и обжалованию не подлежит.
Киев
комментарии(0)