Лидер партии «Голос» и фронтмен рок-группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук оказал давление на президента с целью отменить телемост с Москвой. Фото сайта goloszmin.org
Попытка украинского телеканала NewsOne провести телемост «Надо поговорить» с телеканалом «Россия 24» вызвала политические потрясения в Киеве. Реакция политиков и общественных активистов вынудила президента Владимира Зеленского выступить со специальным обращением к народу. Он отдельно обратился к президенту РФ Владимиру Путину с предложением поговорить вначале на уровне государственного руководства.
К моменту сдачи номера в печать NewsOne официально сообщил об отмене телемоста, проведение которого планировалось на 12 июля. В специальном заявлении телеканала говорилось, что кроме анонсированных акций протеста «в ход пошли и прямые угрозы физической расправы в отношении журналистов и их близких». Коллектив объяснил, что телемост планировался неполитическим: «Мы считаем, что человеческая жизнь является главной и абсолютной ценностью, и поэтому вопрос прекращения войны, установления мира и возвращения украинских пленных домой должен быть главным вопросом для обсуждения всеми украинскими СМИ. Разве должны журналисты, провозглашающие такую повестку, жить в страхе за свои семьи?»
Несмотря на отмену телемоста, Генпрокуратура Украины начала производство по факту подготовки к совершению преступления. Дело квалифицировалось по статье о государственной измене. Генпрокурор Юрий Луценко сообщил в соцсети, что все «причастные (к организации телемоста. – «НГ»), от владельца канала до телеведущего, обнародовавшего анонс, вызваны на допрос».
Анонс прозвучал в воскресенье. И сразу же вызвал бурю эмоций в Украине. Суть можно понять по колонке депутата (в прошлом – известного журналиста и авторитетного общественного активиста) Мустафы Найема, которую обнародовали украинские издания. «У нас, конечно, свободная страна, каждый может инициировать разговор хоть с инопланетянами. Но есть одно «но», – написал он, отметив, что украинско-российский телемост не станет откровенным разговором, а будет «беседой насильника с жертвой». Найем пояснил: «Телеканал «Россия 24» – государственный, его финансирование осуществляется из госбюджета Российской Федерации – того же бюджета, который обеспечивает боеспособность российской армии и флота. В этом смысле он мало чем отличается от, например, ГРУ или Минобороны РФ. И надо быть феноменально тупым и наивным, чтобы верить, будто деятельность «России 24», – бюджет которого согласовывают правительство, парламент и президент страны, – может вещать не в соответствии с целями, стратегией и военной доктриной Российской Федерации». Депутат, как и многие в Украине, пришел к выводу, что телемост – это попытка «привить Стокгольмский синдром стране, у которой одной рукой отняли 12 тысяч жизней и почти десятую часть территории, а другой – подают валерьянку и предлагают поговорить и успокоиться».
К утру понедельника радикалы, представляющие партию «Национальный корпус» и движение «Национальные дружины», выдвинули ультиматум президенту Зеленскому. Видеообращение обнародовал лидер партии (в прошлом – основатель добровольческого полка «Азов»), депутат Верховной рады Андрей Билецкий. Он заявил, что организаторы телемоста хотят «символически поставить Украину в унизительное положение раскаяния и капитуляции перед силой РФ». А попутно – накануне украинских парламентских выборов нарастить популярность партии «Оппозиционная платформа – За жизнь», лидерами которой являются Юрий Бойко, Вадим Рабинович и Виктор Медведчук. Партия сейчас занимает второе место, по данным всех предвыборных соцопросов, она выступает за прямые переговоры украинского руководства с российским, а также за диалог Киева с Донецком и Луганском. В Украине утверждают, что телеканал NewsOne принадлежит одному из соратников Медведчука Тарасу Козаку.
Виктору Медведчуку грозят уголовным преследованием. Фото РИА Новости |
Сутки не потребовались. Зеленский к обеду выступил с обращением, в котором сказал гражданам, что «анонсированный телемост – это просто дешевый, но опасный пиар-ход перед выборами, цель которого – снова разделить нас, украинцев, на два лагеря». Некоторые партии, по мнению президента, заработали бы баллы на эксплуатации тезиса о братских народах, другие – на патриотических лозунгах о противостоянии врагу. Зеленский предостерег от акций, провоцируемых теми, кто борется за места в новом составе парламента.
Перейдя на русский язык, президент обратился к президенту РФ Владимиру Путину: «Надо поговорить? Надо. Давайте. Обсудим, чей Крым и кого нет в Донбассе... Компанию для разговора предлагаю следующую – я, вы, президент США Дональд Трамп, премьер Великобритании Тереза Мэй, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон. Место? Думаю, Александр Григорьевич Лукашенко с удовольствием примет нас в Минске». Зеленский подчеркнул, что это предложение не означает отказа украинской стороны от существующих форматов переговоров: «Мы не меняем и не отказываемся ни от каких дипломатических форматов. Мы предлагаем поговорить. Ведь надо поговорить, правда?»
В то время, когда телеканалы обнародовали обращение президента, в Верховной раде проходило традиционное совещание руководства парламентских фракций. Абсолютно все, кроме представителей «Оппозиционной платформы – За жизнь», выступили с резкой критикой телемоста. Соратники Петра Порошенко призвали немедленно наказать телеканал. Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко заявила, что политика, которую сам Порошенко проводил с 2014 года, стала «подготовкой к такому телемосту». Тимошенко подчеркнула, что, как и другие политики, считает проект «информационным ударом по Украине», «очередным этапом развития гибридной войны». Она призвала Совет нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины вмешаться в ситуацию.
Председатель Верховной рады Андрей Парубий обратился к Службе безопасности Украины. «На шестом году войны, начиная от вероломного вторжения российских «зеленых человечков», оккупации Крыма, захвата территорий Донбасса, когда ежедневно гибнут и получают ранения наши воины, когда в плену находятся десятки военных и политзаключенных, а на оккупированных территориях преследуют украинцев и крымских татар, продажные политики и их приспешники-журналисты решили о чем-то поговорить с врагами и убийцами», – возмутился Парубий.
На совещании в парламенте вспомнили, что еще в октябре прошлого года Верховная рада проголосовала за санкции в отношении украинских телеканалов NewsOne и «112 Украина» (в то время их обвиняли в антиукраинской информационной политике и в пророссийской пропаганде). Собственно, депутаты голосовали за обращение к СНБО, а этот орган должен был разобраться в ситуации. Но специальное заседание Совбеза так и не состоялось: телеканалы заявили о преследовании по политическим мотивам и об угрозах свободе слова. Петиции к президенту с требованием защитить телеканалы довольно быстро набрали необходимое количество подписей граждан. Вопрос спустили на тормозах.
Теперь к этой проблеме вернулись. Генпрокурор Юрий Луценко написал в соцсети, что уже в понедельник готовилось обращение в суд с иском об аресте активов опального телеканала. В то же время, по данным украинских источников, готовилось специальное заседание СНБО. Андрей Билецкий обнародовал второе видеообращение. Он признал, что президент Украины принял меры, но обратил внимание, что власть испугалась в первую очередь акций протеста. И продолжил: националисты ждут следующих шагов. Среди новых требований, озвученных Билецким, – прекращение вещания NewsOne и арест Виктора Медведчука по статье о государственной измене.
Примечательно, что в тот момент, когда стало известно о подготовке телемоста, украинские СМИ обнародовали заявление (в интервью «Голосу Америки») спецпредставителя Госдепартамента США Курта Волкера. Он сообщил, что разговаривал с помощником президента РФ Владиславом Сурковым о возможности новой встречи, посвященной урегулированию в Донбассе: «Мы еще не знаем, состоится встреча или нет. Если да, это будет чуть позже летом, возможно».
В Украине сделали вывод, что такой разговор может состояться после выборов Верховной рады, когда станет понятен расклад сил в Киеве. В том же интервью Волкер сказал, что новому составу украинского парламента «нужно будет обновить некоторые законы по воплощению Минских договоренностей. Например, предложенная децентрализация в рамках Конституции, вопрос специального статуса и амнистии, возможность провести местные выборы, когда позволит ситуация в плане безопасности».
Телемост теоретически мог бы стать подготовкой общественного мнения к изменению политики в отношении Донбасса. По крайней мере так считали представители оппозиции. Партия «Оппозиционная платформа – За жизнь» расценила реакцию украинских политиков на новость о телемосте как «проявление пещерной русофобии». В заявлении партии говорилось: «Анонс проведения телемостов между Украиной и РФ вызвал у ура-патриотов, рвущихся любой ценой во власть, приступ истерики. Они в унисон заявили, что телемосты между Украиной и РФ угрожают национальной безопасности. Однако, согласно опросам, 70% граждан страны ждут от президента Украины прямого диалога с РФ, а 55% – прямого диалога с Донецком и Луганском».
комментарии(0)