Звезда джаза Нино Катамадзе объявила об отмене выступлений в Москве. Фото РИА Новости
Правящая «Грузинская мечта» (ГМ) провела презентацию новой избирательной системы. Парламентские выборы 2020 года пройдут по пропорциональной системе с нулевым порогом. Блоки к выборам допускаться не будут, а только партии. Несмотря на то что переход на пропорциональную систему выборов был одним из требований оппозиции, митингующей у парламента с 20 июня, в презентации она участвовать не намерена, считая ее «внутрипартийным событием в жизни ГМ». Одновременно продолжается ухудшение грузино-российских отношений.
Председатель ГМ Бидзина Иванишвили уже вскоре после начала акций протеста в Тбилисиобъявил о готовности властей перейти к пропорциональной системе в 2020 году, как планировалось при разработке конституционной реформы, а не в 2024 году, как в итоге было зафиксировано в обновленной Конституции. Избирательный барьер будет отменен. Но «отменены» будут и политические блоки, что позволит парламенту быть свободным от партий-прилипал, способных проходить в высший законодательный орган только в союзе с более авторитетными организациями.
Неожиданная покладистость властей, в свое время с труднообъяснимым упорством протащивших в Конституцию проведение выборов по пропорциональной системе лишь в 2024 году, сбила с толку оппозицию. Она заговорила о необходимости проанализировать это решение, хотя сама и настаивала на немедленном переходе на эту самую пропорциональную систему. Впрочем, версии, якобы подтверждающие козни властей, оказывались настолько лишенными логики, что оппозиционные комментаторы вскоре сами «сворачивали в сторону», предпочитая акцентировать внимание на том, что власть вынуждена была уступить.
Небольшие партии, которые примкнули к протесту, не упуская из виду возможную смену власти и собственную удачу в этом процессе, сегодня в растерянности. Планы преуспеть в союзе с «Национальным движением» (НД) или «Европейской Грузией» (ЕГ) летят в тартарары. В свою очередь, НД и ЕГ не горят пока желанием надавить на власть и добиться отмены запрета на создание предвыборных блоков. Найти опору в протестующей молодежи нереально. Она пытается демонстрировать удаленность от партий. НД и ЕГ не возражают, а наоборот – подыгрывают, продолжая утверждать, что к организации акций протеста не имеют отношения, лишь снабдили митинги политической повесткой и поддерживают молодежь, которая «доведена властью до белого каления».
Обеспокоенность мелких партий вызвана тем, что нулевой барьер – это не совсем широко распахнутые двери. Для получения мандатов в 150-местном парламенте Грузии любой партии необходимо взять 0,67–0,68% голосов, то есть какой-никакой, а свой электорат должен быть. Речь примерно о 13 тыс. людей с правом голоса. С другой стороны, притязания партий, у которых и в час икс не наберется такого количества сторонников, на статус «парламентской» выглядят несерьезно.
Другое озвученное опасение – власть «нарисует» проценты лояльным партиям, тоже не выдерживает критики, потому как она с тем же успехом может «пририсовать» проценты себе, не рискуя при этом тем, что облагодетельствованные ею организации в будущем отвернутся от нее.
Несмотря на то что главное требование о выборах по пропорциональной системе выполнено, а в учебных заведениях 1 июля начались экзамены, акции в Тбилиси продолжаются. Митингующие требуют отставки главы МВД Гиоргия Гахария, по приказу которого в ночь на 21 июня спецназ разогнал демонстрантов с особой жестокостью. Власть факты превышения силы бойцами спецназа признала: 10 человек отстранены от службы, 2 – отданы под суд. Но министра сдавать не желает. Сам Гахария выразил готовность покинуть занимаемую должность после решения суда, изучающего обстоятельства событий 20–21 июня.
Между тем ГМ, похоже, выходит из обороны и начинает активную контрпропаганду. Местные телеканалы, поляризовавшиеся, подобно политическим силам, показывают «две реальности». Оппозиционный телеканал «Рустави-2» – российского депутата Сергея Гаврилова в кресле спикера парламента Грузии во время заседания Межпарламентской ассамблеи православия (МАП), акцию у парламента, принявшую еще и выраженный антироссийский оттенок, и жестокий разгон митингующих с соответствующими комментариями и анализом. Плюс – упоминание санкций, введенных Москвой за русофобские действия и лозунги: отмена авиарейсов, переориентация туристов, возможные ограничения на импорт алкоголя.
Большинство других телеканалов, демонстрируя кадры разгона демонстрации, показывают и то, что предшествовало этому – несколько попыток штурма парламента оппозицией, избиение полицейских и их продолжительное сопротивление «штурмовикам» без ответного применения силы. Плюс без шапкозакидательства анализируется грядущий ущерб от российских санкций.
Времени для выправления отношений с Москвой у правящей ГМ с учетом парламентских выборов в будущем году нет. Похоже, и возможностей тоже. Конфликтная ситуация разрастается и уже затрагивает сферу культуры: джазовая исполнительница Нино Катамадзе и несколько звезд помельче публично обещали отказаться от выступлений в России, оккупировавшей территории, а в Москве в ответ раздались призывы к своим артистам – не ездить в Грузию с целях безопасности.
В экспертных кругах России на намеки о том, что в Тбилиси на смену ГМ во власть могут вернуться русофобские силы, стал звучать встречный вопрос: что изменилось с приходом к власти ГМ, чтобы Москва горевала о ее уходе? От идеи сближения с Западом Тбилиси не отказался. Более того, именно ГМ внесла вступление в НАТО и ЕС в Конституцию в качестве приоритетной цели. А «любить» российских туристов и рынок для сбыта своей продукции – это игра в одни ворота, на которую при ряде обстоятельств, конечно, можно соглашаться. Но выпадами против России, а это не только митинговые лозунги прозападной русофобской оппозиции, но и оценки президента Грузии последних событий, Тбилиси лишает Москву малейшего повода продолжать эту игру.
комментарии(0)