Фото GettyImages
Юлия Тимошенко заявила, что ситуация в ПАСЕ является «ярким свидетельством конца «нормандского формата». По ее мнению, Германия и Франция, поддержавшие возвращение в организацию российской делегации, более не могут быть гарантами безопасности Украины. В то же время большинство украинцев выступают за прямые переговоры с РФ и с ДНР/ЛНР.
Настроения в обществе изменились менее чем за полгода. В феврале, накануне украинских президентских выборов, опрос (проведенный фондом «Демократические инициативы» им. И. Кучерива и социологической службой Центра Разумкова) показал, что 72% рядовых граждан разделяют мнение команды Петра Порошенко о том, что на востоке длится не гражданский конфликт, а война с Россией. Ради мира две трети украинского общества готовы были идти на компромиссы.
Но только 16% соглашались на любые условия. Еще 17% требовали не обсуждать компромиссные варианты, а решить проблему Донбасса силой.
Опрос показал, что среди тех, кто настроен на переговоры ради мира, большинство не приемлет выполнения пунктов Минских соглашений: «Наименее приемлемыми являются проведение выборов (местных выборов в неподконтрольных Киеву районах Донбасса – «НГ») на условиях боевиков, амнистия всех участников боевых действий против украинских войск, формирование силовых структур в отдельных районах Донецкой и Луганской областей исключительно из местных представителей». Около 50% украинцев выступали за «возвращение оккупированных территорий в состав Украины на довоенных условиях», еще около 20% допустили возможность расширения полномочий местных органов власти Донецкой и Луганской областей – после реинтеграции. То есть об автономии или особом статусе ДНР/ЛНР речь не могла идти.
Новый опрос, проведенный с 13 по 21 июня Украинским институтом социальных исследований им. Яременко и центром «Социальный мониторинг», показал, что настроения меняются. Сейчас 37% украинцев согласились бы предоставить неподконтрольным территориям особый статус (автономию в составе Украины). Но, как и прежде, 18% поддерживают продолжение боевых действий, направленных на восстановление полного контроля Украины над Донбассом. Еще 17% считают, что решить проблему в ближайшие годы не удастся, а поэтому предлагают изолировать ДНР/ЛНР от Украины.
Опрос показал, что число сторонников компромиссного решения проблемы составляет 60,7%, но четверть общества (количество совпадает с числом избирателей, проголосовавших за Петра Порошенко) выступает против каких-либо уступок. Эксперты обращают внимание на данные о том, что украинцы, которые ранее отвергали возможность прямых переговоров с РФ и ДНР/ЛНР (треть общества жестко настаивала на продолжении международного санкционного давления на Россию), сейчас допускают такие переговоры. Однозначно за диалог украинского и российского руководства выступили бы 40,4% украинцев; 30% допускают возможность таких переговоров. Категорически против – 10,4%; склоняются к мнению, что прямые переговоры проводить не стоит, 8,3%.
Более того, по данным исследования, почти 55% украинцев сейчас готовы согласиться с необходимостью прямых переговоров украинского руководства с ДНР/ЛНР. Ранее этот вариант не воспринимался ни официальным Киевом, ни украинским обществом: считалось, что прямые переговоры с Донецком и Луганском будут означать (в том числе для Запада) легализацию ДНР и ЛНР.
Команда Владимира Зеленского, только намекнув на возможность решения проблемы Донбасса, оказалась под ударом критики со стороны политических оппонентов. Под заявления о «подготовке к капитуляции» окружение нового президента не рискнуло обнародовать тот мирный план, о котором Зеленский говорил сразу после второго тура выборов. Ранее предполагалось, что этот план будет обсуждаться в Минске 19 июня, однако этого, по-видимому, не произошло. Источник «НГ» отметил, что Зеленский собирался вначале показать наброски посредникам в рамках «нормандского формата» – руководству Германии и Франции. Новый украинский президент совершил свои первые визиты в Брюссель, Париж и Берлин. То, что план так и не был озвучен, в Киеве сочли плохим знаком.
Теперь, на фоне ситуации, сложившейся в ПАСЕ, в Украине звучат заявления о «предательстве партнеров». Юлия Тимошенко обратила внимание: «Предложение снять санкции с России поддержали делегации стран «нормандского формата» – Франция и Германия. За решение проголосовала также страна, которая больше всех пострадала из-за сбитого россиянами самолета малайзийских авиалиний, – Нидерланды. И еще много европейских стран. Это – яркое свидетельство конца «нормандского формата». Потому что не могут быть гарантами нашей безопасности страны, которые поддерживают возвращение в ПАСЕ государства-агрессора». Тимошенко перечислила тех, кто сохранил верность партнерству с Киевом: «Нашими союзниками остались Великобритания, Латвия, Польша, Литва, Эстония, Грузия, Швеция».
Источник «НГ» отметил: «Что, собственно, произошло в ПАСЕ? Старая Европа показала, что она играет за другую команду (и руководствуется собственными экономическими и геополитическими интересами). В Клубе друзей Украины остались партнеры США – Великобритания и страны Восточной Европы. Что это означает, можно будет судить по итогам встречи Трампа и Путина, если такая встреча состоится».
Политический аналитик Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач в своем блоге допустил, что встреча в рамках саммита «большой двадцатки» в Японии (где могут состояться и переговоры президентов США и РФ) станет «вторым ударом по позициям Украины». Он считает, что голосование в ПАСЕ было продиктовано не только экономическими или финансовыми причинами, а также «усталостью Старой Европы от противостояния с россиянами. Психологически это похоже на усталость украинского общества от войны, только Старая Европа воюет преимущественно дипломатическими заявлениями и экономическими санкциями».
Горбач убежден, что раньше Порошенко и члены его команды отстаивали украинскую позицию, а после первых визитов нового президента Зеленского «акулы мировой политики увидели всю его неопытность, слабость, некомпетентность». Он не исключил, что теперь Запад и РФ попытаются нормализовать отношения друг с другом – за счет национальных интересов Украины. Неофициально в Киеве говорят о том, что суть договоренностей может заключаться в требовании к Украине выполнить Минские соглашения в том порядке, в котором они записаны. Аналитик фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива Мария Золкина отметила в своей статье очередность шагов: «Немедленное прекращение огня, на второй день – начало отвода вооружений (завершение максимум через 14 дней), сразу после этого – начало диалога о выборах на оккупированной территории, максимум через 5 дней после разведения сил – освобождение по принципу «всех на всех» (и тотальная амнистия. – «НГ»). Далее – проведение выборов, на следующий день после голосования – начало, только начало возобновления контроля над границей».
Напомним, Владимир Зеленский в ходе предвыборной кампании заявлял о необходимости расширить «нормандский формат». Он говорил о привлечении к переговорам США и Великобритании. Такого же мнения придерживалась и Юлия Тимошенко. В ожидании саммита «большой двадцатки» в Киеве снова вспомнили об этом предложении. Правда, украинская делегация в Японию не едет.
Киев
комментарии(0)