1
5675
Газета СНГ Печатная версия

26.05.2019 18:58:00

Скандал вокруг Православной церкви Украины нарастает

Большинство граждан назвались прихожанами новой ПЦУ

Тэги: украина, пцу, церковь, томос, опрос, скандал, филарет, епифаний


украина, пцу, церковь, томос, опрос, скандал, филарет, епифаний Украинцам приходится выбирать, какую из православных церквей посещать. Фото Украинское фото/PhotoXPress.ru

Почти половина из числа верующих украинцев (48,8%) сейчас относят себя к прихожанам новой Православной церкви Украины (ПЦУ). Еще 14,2% остаются верными Украинской православной церкви (Московского патриархата) – УПЦ (МП). Но 16,3% назвали себя «просто православными», без уточнения конфессии. Таков итог полугода действия томоса, согласно которому была создана ПЦУ.

Всеукраинский опрос методом телефонного интервью провел с 12 по 18 мая Киевский международный институт социологии (КМИС). Настроения украинцев изучались на фоне ежедневно освещаемых в СМИ скандалов между руководством Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и новой ПЦУ. 

Бывший советник президента Порошенко Ростислав Павленко заявил, по сообщению издания «Диалог», что с момента создания новой церкви Киевский патриархат вошел в ее состав. «15 декабря 2018 г. был ликвидирован Киевский патриархат как религиозное объединение… Решение об этом было принято Поместным собором Киевского патриархата, и Министерство культуры в январе 2019 г. (после получения томоса) завершило все необходимые процедуры, установив, что ни фактически, ни юридически Киевский патриархат как церковь не существует», – сказал он.

Почетный патриарх Киевский и всея Руси-Украины, глава ПЦУ Филарет (Денисенко), которого в Украине принято называть почетным патриархом, утверждает, что его обманули. И что УПЦ КП не была ликвидирована. Один из украинских экспертов, попросивший не называть его имени, отметил, что получение томоса презентовалось командой Порошенко как объединительный процесс: «Логика такова: в единой стране – единая православная церковь – единый народ. Никаких расколов. Но вместо планировавшегося объединения трех православных церквей (УПЦ КП, УАПЦ, УПЦ МП) в одну – мы что же, получили теперь четыре церкви (УПЦ КП, УАПЦ, УПЦ МП и ПЦУ)?»

Сейчас, по данным КМИС, 50,6% украинцев верят, что томос и созданная в соответствии с ним церковь «скорее объединяют общество», а 30,5% считают процесс «фактором разъединения». Не смогли или отказались ответить на этот вопрос 18,9%.

Летом прошлого года, как показал опрос фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива, 31% украинцев (верующих и атеистов) поддерживали идею создания в стране автокефальной поместной церкви. Не поддерживали 20%, еще 35% не беспокоил этот вопрос, а 14% не определились со своим отношением. Эксперты отметили, что инициатива Петра Порошенко получила максимальную поддержку в западных областях страны (58%), в центре (35%). В южных областях 24% жителей были против, 9% – за; в восточных областях число противников томоса почти в два раза превышало число сторонников. Многие склонялись к мнению о необходимости отложить этот вопрос.

«Демократические инициативы» обратили внимание на особенность: «Общая поддержка или неприятие идеи создания поместной церкви (ПЦУ. – «НГ») имеет существенные конфессиональные отличия. Среди прихожан Киевского патриархата идею поддерживают 45%, не поддерживают 18%. Среди прихожан УПЦ Московского патриархата поддерживают только 23%, не поддерживают 40%».

Те, кто больше всего поддерживал создание ПЦУ, теперь, на фоне скандалов, зачастую не понимают, прихожанами какой церкви они являются. КМИС, проводя опрос в мае с.г., не включил в перечень УПЦ Киевского патриархата. Если респондент называл сам себя верующим человеком, то у него спрашивали, в какую церковь он ходит. Получилось, что почти половина стали прихожанами новой ПЦУ (48,8%), 14,2% назвали своей церковью УПЦ (МП), 16,3% считают себя православными, но не относят к какой-то определенной церкви. Кроме того, 8,8% назвали себя грекокатоликами; 4,9% заявили о принадлежности к другим конфессиям и религиям; 4,3% признали себя атеистами.

Среди верующих 54,2% положительно оценивают создание ПЦУ, о своем отрицательном отношении заявили 10,9%, а равнодушно наблюдают за процессом 31,2%, свидетельствуют данные КМИС. Примечательно, что в октябре прошлого года (в период активной информационной кампании в поддержку получения томоса), по данным социологической службы «Рейтинг», 54% поддержали идею, 19% не поддержали, еще около 19% заявили о равнодушном отношении.

То есть за полгода уменьшилось число тех, кто настроен негативно, и увеличилось число равнодушных. Сторонников ПЦУ осталось столько же. Среди тех, кто сейчас положительно или нейтрально относится к ситуации, 64,5% заявили, что предоставленный Украине томос позволяет развивать единую церковь. Еще 8,8% сказали, что условия, утвержденные Вселенским патриархатом, невыгодны украинской церкви (ПЦУ) и что нужно возродить УПЦ Киевского патриархата. Не смогли или отказались отвечать на этот вопрос 26,7%.

На фоне скандалов, в которых фигурируют имена руководителей церквей, почти половина украинских православных не смогли сказать, кто же должен стоять во главе единой церкви. Примерно треть считают правильным избрание митрополитом ПЦУ Епифания (Думенко), в два раза меньше до сих пор поддерживают идею, что главой новой церкви должен быть Филарет.

Директор Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что Филарет напрасно затевает скандалы. «Сейчас он недоволен тем, что молодой глава ПЦУ Епифаний хочет быть самостоятельной фигурой. Епифаний не желает быть марионеткой Филарета. Поэтому похоже на то, что это что-то вроде попытки организовать церковный мятеж, взять на себя полномочия».

Если ранее команда Порошенко задавала тон церковным делам, то новый президент Владимир Зеленский дистанцируется от этого вопроса. Эксперты отметили, что он не упомянул о церкви в своей инаугурационной речи, хотя до вступления в должность провел встречи с руководителями разных церквей и конфессий.

«Если это действительно будет, это будет преступление против Украины», – пояснил политолог.

Конечно, не следует говорить о какой-то катастрофе, но это против интересов Украины и в пользу Московского патриархата, уточнил он. «Филарет в данном случае, к сожалению, как бы это ни звучало, выступает в роли раскольника», – подчеркнул Фесенко.

Политический эксперт, руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко в своем блоге отметил, что томос Константинополем предоставлялся именно при условии создания Православной церкви Украины.

«Если допустить раскол ПЦУ и отделение как отдельной церкви Киевского патриархата, это, возможно, и не приведет к автоматическому аннулированию томоса Константинополем, но точно Киевский патриархат не будет признан ни одной православной церковью», – подчеркнул он.

Кроме того, по его словам, на планы Украины по объединению православных христиан под эгидой одной церкви будут смотреть скептически, как и на перспективы присвоения статуса патриархии.

Напомним, недавно патриарх Филарет заявил, что допускает раскол православия в Украине. Он отметил, что Киевский патриархат продолжает существовать. В конце апреля Филарет заявил, что ПЦУ хочет получить статус патриархата, а не митрополии.

Как сообщалось, Филарет собрал во Владимирском соборе в Киеве архиереев Православной церкви Украины.  Епифаний не приехал на общее богослужение. 

Киев


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Оппозиция Молдавии штурмует Конституционный суд

Оппозиция Молдавии штурмует Конституционный суд

Светлана Гамова

В числе борцов за справедливый приговор еврореферендуму и сами судьи

0
1016
Зеленский ждет от Трампа "мира через силу"

Зеленский ждет от Трампа "мира через силу"

Наталья Приходко

В Украине отчаяние сменилось надеждами

0
1236
Зачем Бербок тайно посетила Киев

Зачем Бербок тайно посетила Киев

Олег Никифоров

Блиц-визит в Украину на фоне политического кризиса в Германии

0
1286
О роли церкви в дискуссии о смертной казни

О роли церкви в дискуссии о смертной казни

Высшая мера – не та традиционная практика, которую следует отстаивать

0
990

Другие новости