0
4696
Газета СНГ Печатная версия

05.02.2019 18:28:00

Россия и Грузия готовы к открытию транспортных коридоров

Оппозиция в Тбилиси опасается предательства национальных интересов

Тэги: рф, транспортные коридоры, грузия, оппозиция


рф, транспортные коридоры, грузия, оппозиция Зураб Абашидзе и Григорий Карасин немало сделали для того, чтобы сблизить позиции сторон. Фото

Сегодня в Швейцарии ожидается первое заседание совместного комитета по имплементации соглашения о создании транспортных коридоров между Россией и Грузией через Абхазию и Южную Осетию. Речь о мониторинге грузов, следующих по территориям частично признанных республик. Процесс, начавшийся еще в 2011 году, похоже, подходит к концу – стороны в целом устранили противоречия, а швейцарская компания Societe Generale de Surveillance (SGS), специализирующаяся на проведении независимой экспертизы, получив от Москвы и Тбилиси оплату за свои услуги, объявила о готовности приступить к работе.

История началась в 2011 году, когда рассматривался вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одним из условий членства в организации является согласие всех без исключения ее участников. Грузия, вступившая в ВТО несколькими годами раньше, по объяснению властей того времени, использовала ситуацию, чтобы добиться хоть какого-то контроля за грузами, поступающими в Абхазию и Южную Осетию из России. Единственным возможным на практике вариантом оказалось привлечение к такому мониторингу независимых нейтральных представителей. Поскольку Швейцария уже взяла на себя функции посредника между Россией и Грузией, разорвавшими дипотношения после войны 2008 года, то выбор пал на ее компанию SGS.

Но потом дело застопорилось. Грузинская сторона стала действовать крайне осторожно, чтобы оформляемые соглашения не содержали ни малейшего намека на некое повышение статуса вышедших из-под контроля автономий. Российской тоже пришлось быть начеку, чтобы в документы не вкрались «прогрузинские трактовки» статуса Абхазии и Южной Осетии, независимость которых она признала в 2008 году.

Подобная максимальная деполитизация соглашений, когда каждая точка с запятой изучались под лупой, затянула процесс. Сказалось и то, что на деле Тбилиси сами коридоры через Абхазию и Южную Осетию не очень-то и нужны – для торговли с Россией достаточно морского пути, железнодорожного сообщения через Азербайджан и автомобильной Военно-Грузинской дороги. Куда больше в новых артериях заинтересована соседняя Армения: с Азербайджаном отношения общеизвестны, морем через всю Грузию связываться со стратегическим союзником для местной экономики невыносимо дорого, а упомянутая автодорога с нагрузками справляется с трудом: летом из-за наплыва туристов, а зимой – из-за снежных лавин и прочих катаклизмов.

Как пояснил «НГ» в свое время спецпредставитель премьер-министра Грузии по отношениям с РФ Зураб Абашидзе, заключенные соглашения, по сути, подразумевают создание транзитных коридоров для перемещения грузов из России в Грузию и обратно, сбора информации компанией SGS об этих грузах, поступающих в Абхазию и Южную Осетию из России или следующих в обратном направлении, а также о возможном транзите грузов по тем же направлениям в третьи страны. Взявшаяся за такую работу SGS подконтрольна только правительству Швейцарии. Дипломат при этом подчеркнул, что с таможенными функции SGS не перекликаются, речь исключительно о мониторинге.

Один из транзитных коридоров, как уже отмечалось, функционирует – автомобильная дорога из Северной Осетии в Грузию через КПП «Верхний Ларс» на грузинско-российской границе. Два других – через Абхазию и Южную Осетию – предстоит создать или реанимировать. Для этого в районе городов Адлер (РФ) и Зугдиди (Грузия), а также в приграничье Северной Осетии и в Гори (Грузия) для работников SGS будут созданы пункты досмотра грузов. Российская и грузинская стороны обязаны загодя предоставлять швейцарцам всю информацию о перевозимых товарах. Оба эти маршрута, проходящие конфликтные зоны, с начала 1990-х годов частично или полностью перекрыты. Согласно контракту, они могут быть использованы как альтернативные дороги в случае чрезвычайных ситуаций.

Бывший премьер-министр Грузии Гиоргий Квирикашвили, комментируя ситуацию еще до своей отставки, был более конкретен. По его словам, на деле скорее всего будет возобновлено сообщение через Южную Осетию. Если Военно-Грузинская дорога окажется закрытой, то Тбилиси может пойти навстречу Еревану, дав возможность пользоваться транзитом через Южную Осетию до возобновления движения через КПП «Верхний Ларс». Позиция властей, судя по ряду замечаний, не изменилась.

Грузинская оппозиция в происходящем ожидаемо усмотрела «очередное предательство национальных интересов» и шаг «к признанию независимости Абхазии и Цхинвальского региона». Разъяснения и даже напоминания о том, что соответствующий договор был заключен еще в период президентства Михаила Саакашвили, его однопартийцы по «Национальному движению» игнорируют. Возможно, спекуляции на этой теме прекратятся, только когда проект докажет свою «аполитичность», то есть после того, как SGS приступит к работе. Эта дата, как предполагается, будет объявлена на сегодняшнем заседании совместного комитета в Швейцарии.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

Геннадий Петров

Исход борьбы за Белый дом может полностью поменять ход нескольких конфликтов

0
6376
Киев надеется заключить с Москвой новую "энергетическую сделку"

Киев надеется заключить с Москвой новую "энергетическую сделку"

Наталья Приходко

За ней, как за зерновым соглашением, также могут стоять интересы Турции

0
4156
К 7 ноября КПРФ поднимает общие с властью лозунги

К 7 ноября КПРФ поднимает общие с властью лозунги

Дарья Гармоненко

Партийную программу коммунисты будут пропагандировать осторожнее

0
3625
О тихом посредничестве Саудовской Аравии и Катара

О тихом посредничестве Саудовской Аравии и Катара

Публичность переговоров часто вредит их эффективности

0
4085

Другие новости