Беженцы из Донбасса в большей степени озабочены проблемой выживания, нежели предстоящими выборами. Фото Reuters
Жители Донбасса получат возможность голосовать на выборах президента Украины. Это касается не только переселенцев, но и тех, кто остался на неподконтрольной Киеву территории, а также крымчан, сохранивших украинские паспорта. Большинство украинцев не против их участия в выборах, но категорически против избрания переселенцев на высшие посты в государстве.
В Украине официально зарегистрировано более 1,5 млн временно перемещенных лиц. Но не все переселенцы оформили документы на новом месте жительства. А из тех, кто сменил прописку, некоторые вернулись на территорию, подконтрольную ДНР/ЛНР. До сих пор эта проблема рассматривалась чаще всего в контексте выплат пенсий и разного рода социальных пособий в Украине. Сейчас встал вопрос об участии в президентских выборах.
Голосовать не по месту своего избирательного адреса в Украине можно. Для этого требуется подать заявление в органы Госреестра избирателей и приложить к нему документ, подтверждающий необходимость голосовать не по месту прописки (например, справку с работы или из учебного заведения). Для переселенцев с неподконтрольных Киеву территорий такая справка не нужна. Достаточно обычного пакета документов – паспорт, удостоверение внутренне перемещенного лица. «У нас есть полноценно функционирующий Государственный реестр избирателей, который делает невозможным неоднократное включение в списки избирателей...» – заявил на недавней пресс-конференции аналитик гражданской сети «Опора» Александр Клюжев.
Те, кто живет в Крыму или на территории, подконтрольной ДНР/ЛНР, должны будут приехать, чтобы подать заявление, а в день голосования добраться до участков. Пограничники готовятся 31 марта установить особый режим на пунктах пропуска, чтобы облегчить гражданам пересечение административной границы с Крымом и линии разграничения в Донбассе.
Однако многие жители Донбасса, Крыма, а также переселенцы не знают о своих правах, отмечают эксперты. Информационная разъяснительная кампания не ведется. Встречи с перемещенными лицами чаще всего проводят лидеры оппозиции. К концу января только 6,3 тыс. человек, по данным ЦИКа, подали заявления о смене места голосования. Сделать это можно в период предвыборной кампании, и не позже, чем за пять дней до даты выборов, то есть с 31 декабря по 25 марта. Половина срока уже прошла. Если в конце в органы власти обратится слишком много желающих сменить место голосования, то чиновники могут просто не успеть принять решение, опасаются в Центризбиркоме.
Оппозиция утверждает, что власть не заинтересована в массовом голосовании перемещенных лиц и граждан Украины, проживающих в Крыму, а также на территории ДНР/ЛНР, поскольку эти избиратели «не поддержат правящую партию войны, а проголосуют за кандидата, предлагающего путь к миру».
Настороженное отношение к жителям Крыма и Донбасса с 2014 года царило и среди украинских граждан. Институт социологии НАНУ с 2015 года стал регулярно изучать общественные настроения по этому вопросу (опрос проводился фондом «Демократические инициативы» им. И. Кучерива при финансовой поддержке Агентства по международному развитию США). В 2014–2015 годах ситуация рассматривалась как потенциально угрожающая. Ведь после крымских событий и на фоне войны в Донбассе в украинском обществе нарастали опасения по поводу наплыва беженцев и переселенцев. Вопреки опасениям ситуация быстро стабилизировалась, утверждают социологи: «В 2012 году 10% отметили, что люди боятся роста численности разных групп мигрантов; в 2014-м – 14%, в 2015-м – 15%, в 2016-м – 20%, в 2017-м – 13%, в 2018-м – снова 12%. То есть с 2014 по 2016 год обеспокоенность проблемой несколько нарастала, но актуализация угроз не была значительной и с 2017 года снизилась до довоенного уровня».
Опрос, проведенный в конце 2018 года, показал, что в Украине больше всего опасаются (можно было выбрать несколько вариантов): роста цен (74,3%), невыплаты зарплат, пенсий (57%), безработицы (57,8%), роста преступности (43,4%). Холода в квартирах сейчас опасаются 31,3% (в 2014 году было 23,7%); голода – 27,3% (в 2014-м было 33,4%). Массовых уличных беспорядков стали бояться меньше (21,4% сейчас, 32,8% в 2014 году), уменьшились также опасения относительно межнациональных конфликтов (сейчас – 20%, в 2014 году – 35%). Нападения внешнего врага в 2014 году опасались почти 60%, в 2015-м – 52%, сейчас – 40%. На этом фоне опасения 12% по поводу наплыва беженцев и переселенцев выглядят как далеко не самая главная проблема украинского общества.
68,7% опрошенных указали, что среди членов их семей нет переселенцев. У 18,9% такие родственники после начала конфликта переселились на мирную территорию Украины; у 4% – переехали в Россию, Беларусь, Молдову (еще 1,3% – в другие страны), у 8,4% украинцев родственники остались на неподконтрольных Киеву территориях.
Через пять лет после начала конфликта у украинцев нет явного враждебного отношения к переселенцам из Донбасса и Крыма. Но, судя по данным соцопроса, есть разница в восприятии этих людей в зависимости от прежнего места проживания. Так, 23% украинцев готовы видеть выходца из Донецкой или Луганской областей членом своей семьи (в 2015 году – 22%); переселенца из Крыма – 29,7% (23,8% в 2015 году). Среди близких друзей 34% украинцев представляют бывшего жителя Восточной Украины и 44,2% – крымчанина. Не возражают против соседства с донбасскими переселенцами 58,3% украинцев (в 2015 году – 51,1%), с крымскими – 67,6% (в 2015 году – 54,7%).
Среди коллег переселенцев с Донбасса воспринимают 34% украинцев, бывших жителей Крыма – 41,1%. Но в качестве начальника только 13% украинцев готовы принять переселенца из Донбасса, 15,4% – из Крыма. Не более 10–15% допускают назначение временно перемещенных лиц на должности в администрации своего населенного пункта.
Что касается президентских выборов, то украинцы после 2014 года не готовы доверить главный пост в государстве выходцам с неподконтрольных Киеву территорий. Кандидата, переселившегося из Восточной Украины, представляют главой государства только 8%, из Крыма – 14,2%. Но поддерживают участие временно перемещенных лиц в голосовании 31% (относительно переселенцев из Донбасса) и 40,8% (относительно переселенцев из Крыма). Примечательно, что в начале конфликта доверия было значительно меньше: 27% украинцев выступали за право голоса выходцев из воюющих районов Донецкой и Луганской областей; 27,9% готовы были допустить участие в голосовании переселенцев из Крыма.
Киев
комментарии(0)