Только за тракторный завод Венесуэла осталась должна Белоруссии 50 млн. долл. Фото с сайта www.bzs.by
Белоруссия придерживается нейтралитета в отношении политического кризиса в Венесуэле. Позиция официального Минска непростая и противоречивая. С одной стороны, в ней присутствует прагматизм, с другой – давние дружеские связи.
Президент Александр Лукашенко поговорил с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро по телефону. «Белорусская сторона тщательно отслеживает ситуацию в дружественной Венесуэле и сопереживает очередному витку напряженности, который подпитывается деструктивными силами как внутри, так и за пределами страны», – сообщила пресс-служба белорусского лидера о содержании разговора.
Согласно сообщению, Александр Лукашенко заявил, что он «категорически не поддерживает любое внешнее вмешательство во внутренние дела суверенного государства», пообещав Венесуэле «поддержку белорусской стороны» в случае необходимости. Все проблемные вопросы должны решаться самим венесуэльским обществом и исключительно путем мирного диалога в рамках правового поля и Конституции, считает он. «Венесуэльский народ может самостоятельно справиться с возникающими трудностями без вмешательства извне», – заявил по этому поводу и белорусский МИД.
Отношение официального Минска к политическому кризису в Венесуэле интересно в связи несколькими обстоятельствами. Во-первых, еще недавно страны связывало беспрецедентное сотрудничество. Прошло не так уж много времени с того момента, как дружественная Венесуэла помогала Белоруссии поставками нефти в разгар очередного конфликта с Россией. В связи с этим местные наблюдатели ждали аналогичной поддержки венесуэльских властей в трудный для них момент со стороны официального Минска. Во-вторых, президент Лукашенко традиционно поддерживает всех диктаторов и даже предоставляет им убежище. Достаточно вспомнить, что в Белоруссии по сей день живет бывший президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, приговоренный на родине к 25 годам заключения. Эксперты вспоминают, что некогда Лукашенко заступался и за Слободана Милошевича в Югославии, и за Саддама Хусейна в Ираке, и за Муаммара Каддафи в Ливии. «Наверное, чувствует определенное родство душ и так же переживает за судьбу своей власти. Отсюда такое обостренное восприятие событий и сострадание к таким персоналиям», – рассуждает политический обозреватель Александр Класковский.
В то же время, оценивая относительно нейтральную позицию официального Минска по отношению к венесуэльской ситуации и дискутируя на тему, «предоставит ли Лукашенко убежище Николасу Мадуро», эксперты обращают внимание на ряд причин, которые удерживают Александра Лукашенко от безоговорочной поддержки венесуэльского лидера. В первую очередь прагматизм. Власти Белоруссии обеспокоены тем, как вернуть свои деньги, даже если обсуждать этот вопрос придется с новой властью Венесуэлы. «Если Мадуро будет отстранен от власти, официальный Минск хотел бы сохранить существующий уровень отношений с новым венесуэльским правительством. Вот почему белорусские власти, наверное, и не делают резких заявлений», – предполагает политолог Андрей Егоров.
Напомним, что в период активизации двухсторонних отношений и личной дружбы Александра Лукашенко с президентом Венесуэлы Уго Чавесом в этой латиноамериканской стране были открыты сборочные производства белорусских тракторов МТЗ, автомобилей МАЗ, завод строительных материалов и СП по добыче нефти с долей Белоруссии в 40%. Белорусские строители возвели там два жилищных комплекса со всей необходимой инфраструктурой – детскими садами, школами, парками. В Минске не называют сумму долгов, которая «зависла» в Венесуэле из-за кризиса, однако некоторые выводы можно сделать, основываясь на данных отдельных предприятий. Например, компания «Белзарубежстрой», которая вела строительство, в декабре прошлого года призналась, что Венесуэла должна им около 108 млн долл. Оршанский авиаремонтный завод за ремонт вертолетов пока не дождался оплаты в 4 млн долл. Сумму в 170 млн долл. называл МАЗ, о 50 млн долл. говорили представители МТЗ. «Ситуация с долгами венесуэльских компаний за прошлый год не сильно изменилась. Обсуждаются разные варианты решения проблемы. От таких экзотических, как расчеты за криптовалюту, до обычных бартерных сделок», – цитирует портал tut.by «источник, знакомый с ситуацией». «Мы могли бы получить сырье по символической цене (бесплатно нельзя) и переработать в Беларуси. Либо же наши трейдеры реализовали бы его на мировых рынках. Пока же все наблюдают, чем закончится политический кризис в Венесуэле», – заявил он.
Не исключают эксперты и политических аспектов нейтральной позиции официального Минска. Как писала «НГ», власти Белоруссии сейчас озабочены выстраиванием отношений с западными странами. Их инвестиции и кредиты должны помочь Минску пережить потери от налогового маневра России. «Чтобы не дразнить США, официальный Минск может не захотеть «открывать двери» Мадуро», – полагает Александр Класковский.
Минск
комментарии(0)