Фото сайта president.gov.by
В правительстве Белоруссии создана рабочая группа, которая займется разработкой «дорожной карты» структурных реформ. Помогать чиновникам будут эксперты Всемирного банка. Местные экономисты полагают, что документ готовится «для внешнего» потребителя, и не исключают, что официальный Минск готовит обращение к МВФ за кредитом.
О планах правительства Белоруссии разработать план структурных реформ стало известно из распоряжения правительства, которое было опубликовано на национальном правовом портале. В составе группы – представители шести ключевых министерств на уровне заместителей руководителей этих ведомств. Возглавляет рабочую группу заместитель министра экономики Дмитрий Ярошевич. Ее задача – совместно со Всемирным банком подготовить «Дорожную карту структурных реформ в Республике Беларусь». «В случае необходимости рабочая группа вправе привлекать к работе по подготовке документа руководителей и специалистов республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных правительству, других организаций с согласия их руководителей и запрашивать у них соответствующую информацию», – говорится в сообщении правового портала.
Общественность удивлена такими намерениями правительства, поскольку совсем недавно президент Александр Лукашенко запретил даже обсуждение этой темы. Предыдущие переговоры с МВФ были свернуты именно из-за того, что стороны не сошлись в вопросах реформ. Власти Белоруссии отказывались проводить структурные изменения в экономике и, в частности, реформировать сектор госпредприятий, в то время как МВФ настаивал на этом как на главном условии сотрудничества. Переговоры с МВФ были «поставлены на паузу», как выражались белорусские чиновники, в 2017 году после непростых двухлетних переговоров. Кроме того, в практике нынешних белорусских властей не было прецедентов, чтобы программы реформ готовились для «внутреннего пользования», то есть чтобы их проводить. Опыт показывает, что подобные документы готовятся только под программы кредитования и при этом не всегда выполняются. Так, фактически осталась не выполнена предыдущая программа с МВФ, в рамках которой Белоруссия получила 3,5 млрд долл. в 2009–2010 годах, но обещанные реформы так и не провела.
Затем «дорожная карта» реформ разрабатывалась в 2015 году. Под нее власти получили двухмиллиардный кредит Евразийского фонда стабилизации и развития, последний транш которого еще по сей день не перечислен, а перечисление предыдущих траншей не раз переносилось. Официальной причиной также называлось невыполнение программы реформ. К слову, очередные изменения в условия получения последнего транша были внесены на прошлой неделе.
На основании опыта эксперты приходят к выводу, что Белоруссия может возобновить переговоры с МВФ по кредитной программе. Главная причина, заставившая вернуться и к переговорам, и к реформам, – сложности на российском направлении. Судя по всему, Россия всерьез намерена снять Белоруссию с нефтяной иглы и не компенсировать никаким образом потери от налогового маневра. Как уже писала «НГ», власти Белоруссии оценивают их более чем в 10 млрд долл. на период до 2024 года. Если потери этого года – около 300 млн долл. – еще как-то можно компенсировать, то в дальнейшем делать это будет все сложнее и сложнее. Подготовка плана реформ, переговоры с МВФ займут тоже не менее года. Тем временем могут уже состояться и президентские, и парламентские выборы. Политологи полагают, что первые из них могут быть назначены уже на конец этого года, вторые – на 2020 год. По окончании электоральных кампаний власти под давлением экономических обстоятельств могут решиться на какие-то реформы, полагают эксперты.
Кроме того, местные независимые экономисты сейчас предупреждают власти о том, что национальная экономика уже исчерпала свой лимит восстановления и темпы ее роста будут снижаться. Так, если 2018 год начался с роста в 5%, то закончился лишь с 3%. «Темпы экономического роста замедляются, правительство старается реагировать на этот вызов, поэтому инициирует подготовку структурных реформ», – полагает старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Вспоминая, что предыдущие переговоры с МВФ были приостановлены после того, как удалось договориться с Россией об условиях поставки энергоносителей, эксперты прогнозируют, что и сейчас перспектива реформ и сотрудничества с МВФ также зависит от исхода конфликта Москвы и Минска. «Сейчас отношения между Москвой и Минском весьма сложные, и если такая ситуация сохранится в среднесрочной перспективе, то готовность Беларуси договариваться с МВФ будет гораздо выше, чем ранее», – полагает директор исследовательского центра Института приватизации и менеджмента (ИПМ) Александр Чубрик.
Минск
комментарии(0)