Внешне доброжелательная атмосфера переговоров не способствовала достижению результатов. Фото с сайта www.europa.eu
Переговоры о транзите газа из РФ по украинской территории в Европу продолжатся после президентских выборов в Украине. Таковы итоги встречи в Брюсселе на уровне Украина–РФ–ЕС. А пока стороны обменялись взаимоисключающими предложениями.
Подписанный в 2009-м контракт на транзит российского газа по украинской газотранспортной системе (ГТС) действует до конца с.г. Учитывая строительство обходных газопроводов, Киев заинтересован в подписании контракта, который гарантировал бы прибыльную работу ГТС. РФ не возражает против этого, тем более что альтернативные маршруты поставок газа к 2020-му не выйдут на проектные мощности. Условия нового договора – суть переговоров о транзите.
Ситуация осложняется тем, что в Украине готовятся к анбандлингу (разделению на несколько структур – по видам деятельности) национальной компании «Нафтогаз Украины». В частности, создана компания «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ), которая будет управлять ГТС. Планировалось, что в качестве партнера МГУ привлекут западную компанию или консорциум. Возглавившая в декабре 2017 года наблюдательный совет «Нафтогаза» Клэр Споттисвуд сказала недавно агентству «РБК-Украина»: «Новой компании, которая в результате анбандлинга получит газотранспортные активы, понадобятся серьезные инвестиции в модернизацию основных фондов. Но она не будет прибыльной, если не будет транзита. Мы пока не знаем наверняка, будет ли транзит газа по территории Украины после 2020 года. Но если новая компания – МГУ – будет убыточной, секретариат Энергосообщества ЕС не сертифицирует ее как независимого оператора ГТС. И соответственно компания не сможет привлекать инвестиции».
Украинская сторона настаивает на новой схеме организации транзита, которая предполагает подписание двух контрактов. Первый – между «Газпромом» и оператором украинской ГТС (сейчас его функции продолжает выполнять дочерняя структура «Нафтогаза» – компания «Укртрансгаз»). Второй – между оператором ГТС и европейскими покупателями газа. Речь идет о том, что точка продажи газа будет перенесена с западной границы Украины (как было ранее) на украинско-российскую границу. «Лучший вариант для Украины, чтобы европейские компании бронировали эти мощности (украинской ГТС. – «НГ») и покупали газ на границе Украина–Россия. Это может быть как российский газ, так и газ из Туркменистана, Узбекистана, Казахстана… любой другой, который прошел транзитом по территории России», – пояснил коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. По его словам, для подписания таких контрактов требуются длительные переговоры специалистов, которые учтут все технические аспекты, которые «невозможно обсудить в ходе политической встречи».
Замминистра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль написала в соцсети, что новая схема, которую украинская сторона требует внедрить с 2020 года, базируется на нормах и правилах ЕС. «Операторы газотранспортных систем Украины и России должны заключить контракт о технологическом взаимодействии (interconnection agreement) на российско-украинской границе, как это предусмотрено нормами ЕС», – пояснила она. А второй контракт, по словам Зеркаль, «должен определять объемы газа и период транспортировки. Цену на эти услуги (тарифы) определит НКРЭКУ (Национальная комиссия Украины, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг) на основе европейской методологии». Ранее украинские чиновники заявили, что если «Газпром» согласится подписать устраивающие Украину по объемам долгосрочные контракты, то Киев откажется от иска к российской компании по выплате 11,6 млрд долл., который рассматривается в Стокгольмском арбитраже. На переговорах в Брюсселе российская сторона предложила украинской вообще отказаться от судебных споров как способа разрешения противоречий. Юрий Витренко написал в соцсети: «Газпром» продолжил фактически шантаж: настоящие переговоры по транзиту могут состояться только после «восстановления баланса в отношениях между «Нафтогазом» и «Газпромом». По мнению «Газпрома», это может произойти либо в случае отмены (уже принятых в начале прошлого года. – «НГ») решений Стокгольмского арбитража, либо в случае «мирового соглашения» между «Нафтогазом» и «Газпромом». Впервые официально был озвучен тезис «о нулевом варианте».
Что касается новых контрактов, то российская делегация, по словам главы МИД Украины Павла Климкина, предложила продлить действующий контракт на следующий период. «В чем проблема с продлением? Кроме несоответствия контракта (от 2009 года. – «НГ») европейским правилам, в интерпретации «Газпрома» этот контракт не содержит никаких гарантий по объемам транзита. То есть после завершения строительства «Северного потока-2» российская сторона может снизить транзит по украинской территории до нуля, даже если контракт будет продлен на следующие годы», – пояснил Юрий Витренко.
Павел Климкин сказал журналистам, что российское предложение о продлении контрактов на встрече в Брюсселе прозвучало трижды. «Российская сторона даже не рассматривает того, что у нас совершенно другое законодательство, другие правила, другие законы, которые отражают европейское законодательство. И что мы должны перейти от «договорняков» к реальным контрактам, основанным на европейских правилах, это российская сторона рассматривать на данном этапе не хочет. Ну и, конечно, российская сторона не признает решений Стокгольмского арбитража…» – сказал глава МИД.
Украинские чиновники утверждают, что представители ЕС разделяют позицию Киева. Замглавы Еврокомиссии по делам Энергосоюза Марош Шефчович, участвовавший во встрече в Брюсселе, сказал журналистам, что от «Газпрома» требуется подписать с украинским оператором ГТС «такой же контракт, который есть у «Газпрома» с западноевропейскими странами»: «Этот контракт должен соответствовать нормам ЕС, он должен быть долгосрочным – более 10 лет. Что касается объемов, то это должны быть коммерчески состоятельные объемы, которые позволят привлечь инвесторов к модернизации ГТС Украины».
Ранее источники сообщали, что «Газпром» готов гарантировать украинской стороне транзит в объеме 10–15 млрд куб. м газа в год. Но это, по словам экспертов, означало бы убыточную работу ГТС. Для рентабельности загрузка должна составлять около 50 млрд куб. м в год. Впрочем, этот вопрос ушел на второй план, поскольку стороны еще не согласовали даже организацию транзита по новым правилам. «Боюсь, мы пока ничего не решили. Мы получили предложение, в котором планируем разобраться и вернуться к переговорам весной», – сказал глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев. Ранее он отметил, что до конца года можно успеть подписать новые контракты, но существует и риск, что «Газпром» не пойдет на их подписание.
Президент центра «Стратегия XXI» Михаил Гончар сказал изданию «Слово и дело», что в ближайшие годы, пока не начали работать в полную мощность обходные газопроводы, «Газпрому» нужен будет украинский маршрут. Он предположил, что могут быть подписаны контракты на год. А переговоры о долгосрочном контракте затянутся. Сейчас, по мнению Гончара, в России не торопятся достичь договоренностей, поскольку выжидают результатов президентских и парламентских выборов в Украине: «Они себя тешат тем, что сменится власть, руководство «Нафтогаза» – и некоторые вещи можно будет отмотать назад». Следующая встреча, посвященная вопросам транзита российского газа по украинской ГТС в Европу, как утверждают украинские источники, запланирована на май, то есть после второго тура президентских выборов.
Киев
комментарии(0)