Александр Лукашенко обсудил предложения Москвы с подчиненными. Фото с сайта www.president.gov.by
Президент Белоруссии Александр Лукашенко сформулировал свои условия более тесной интеграции с Россией. Эксперты увидели в этом «игру с элементами демагогии». Они полагают, что на самом деле белорусский лидер хочет похоронить идею единой валюты.
Москва и Минск продолжают публичный обмен интеграционными предложениями. В ответ на заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова о том, что более тесная интеграция – это введение единой валюты на территории Белоруссии и России, сделанное им в начале недели, Александр Лукашенко в пятницу ответил согласием. Однако при этом тоже оговорил отдельные условия. «Мы не против общей валюты, но это должна быть общая валюта, а не валюта Центробанка России. Должен быть эмиссионный центр, созданный на равных условиях», – сказал белорусский лидер.
Высказался он и относительно условий интеграции в целом. «Вы хотите налоговую, таможенную политику унифицировать? Согласен… но на лучших традициях и условиях, возьмем все лучшее у белорусов и россиян. Но не так: мы – большие, вы – малые, давайте делайте так, как у нас», – заявил Александр Лукашенко.
Эксперты в Минске считают, что предложенный Москвой вариант интеграции для Минска неприемлем. «После введения единой валюты создание единых органов власти – дело техники, потому что без собственных денег независимость Беларуси от Москвы будет примерно такой же, как у любой российской губернии», – рассуждает белорусский политолог Валерий Карбалевич. Эксперт убежден, что, говоря о единой денежной единице, в Москве имеют в виду исключительно российский рубль. «Переход Беларуси на российские деньги автоматически ведет к единой денежно-кредитной, налоговой и экономической политике. Таким образом, отказавшись от своих денег, Беларусь теряет возможность проведения самостоятельной экономической политики», – утверждает Карбалевич. Тот факт, что при таком варианте интеграции формальная независимость сохранится, эксперт не считает приемлемым для Лукашенко. Однако сказать сейчас категорическое нет Москве – это значит признать, что Союзный договор и политика интеграции изначально угрожали независимости страны, а значит, были ошибочными, он тоже не может.
Сейчас Александр Лукашенко выбирает тактику «игры в интеграцию с элементами демагогии», оценили последние высказывания президента Белоруссии эксперты. «Всем понятно, что Москва на это не пойдет, что эта такая очевидная отмазка, чтобы отбиться от российских предложений», – считает Валерий Карбалевич.
Эксперты вспоминают, что такая ситуация в двусторонних отношениях уже складывалась в начале 2000-х. Тогда президент Белоруссии утверждал, что единая валюта – финал интеграции, а не ее начало, и тоже настаивал на создании двух эмиссионных центров. По большому счету ничего с тех пор в позициях стран не изменилось. «Дать Лукашенко право печатать российские рубли – это было для кремлевских деятелей ужасом, летящим на крыльях ночи», – считает политический обозреватель Александр Класковский. Он вспоминает, что в предыдущий раз, когда дискутировался этот вопрос, Москва сама сняла вопрос единой валюты. Белорусский президент рассчитывает, что и в этот раз будет то же самое, поэтому «разводит демагогию вокруг Союзного договора». «Язык не поворачивается признать: да, это коварный документ, грозящий нашей независимости. Ведь такое заявление означало бы, что оказался ошибочным весь многолетний курс Лукашенко на «братскую интеграцию», – считает эксперт. При этом и согласиться на интеграцию он не может, так как «единая валюта станет большущим гвоздем в крышку гроба белорусского суверенитета», – убежден Александр Класковский.
Местные аналитики полагают, что своей тактикой Александр Лукашенко намерен втянуть союзников в переговорное болото на год-другой: формально соглашаясь, фактически отказываться. Тем временем состоятся очередные президентские выборы, и, возможно, Белоруссии удастся-таки начать получать какие-то дивиденды от Запада. «Мы рассчитываем на серьезные дивиденды от выравнивания и выведения на должный уровень наших контактов и диалога с Евросоюзом и США», – заявил в пятницу на праздновании 100-летия белорусской дипломатической службы министр иностранных дел Владимир Макей. Эксперты при этом не исключают, что официальный Минск решится и на более серьезные уступки. «Я не удивлюсь, если будет введен мораторий на смертную казнь», – рассуждает Валерий Карбалевич.
В то же время эксперты не уверены, что нынешняя Россия поведется на демагогию Александра Лукашенко. Во всяком случае, даже если и согласится говорить об интеграции вместо самой интеграции, то, вероятнее всего, без денег. В данной ситуации это значит, что рассчитывать на компенсацию от российского налогового маневра Белоруссии едва ли стоит.
Минск
комментарии(0)