0
4192
Газета СНГ Печатная версия

10.01.2019 20:34:00

"Нафтогаз" может отказаться от иска к "Газпрому"

Украина и РФ пытаются договориться об объемах транзита газа

Тэги: украина, нафтогаз, иск, контракт, газовый транзит, гтс, газпром


3-5-2_t.jpg
Андрей Коболев «расшифровал»
требования Украины к России.
Фото с сайта www.uacrisis.org

«Нафтогаз» отзовет иск на 11,6 млрд долл. к «Газпрому», если российская компания согласится подписать долгосрочный контракт на транзит газа по украинской территории. Предложение будет обнародовано 21 января в ходе запланированной трехсторонней встречи Украина–РФ–ЕС. Нюанс в том, что украинскую сторону не устраивают объемы транзита, которые готов гарантировать «Газпром».

Полгода назад «Нафтогаз» сообщил, что подал в Стокгольмский арбитраж иск с требованием пересмотреть тариф на транзит газа по контракту с «Газпромом» начиная с 2013-го. В компании пояснили, что тот же суд в  решении от 28 февраля 2018-го «по процедурным причинам отклонил требование «Нафтогаза» о пересмотре тарифа. 

Таким образом, требование «Нафтогаза» о пересмотре тарифа, по сути, осталось нерешенным».  Украинская сторона считает, что только с 2013 года недополучила за транзит 11,6 млрд долл. без учета процентов, пени и т.д.

На этой неделе глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил в интервью украинскому «5 каналу», что компания может отозвать иск: «Мы фактически говорим российским коллегам: если вы строите (обходные газопроводы, включая «Северный поток – 2». – «НГ»), то компенсируйте (недополучение прибыли за транзит по украинскому маршруту. – «НГ»). Если же вы хотите транспортировать газ (по украинской территории. – «НГ») и готовы подписать долгосрочный контракт – по нормам европейского права и с гарантиями, что эти деньги нам заплатите, – то мы готовы от иска отказаться…»

Глава украинской компании пояснил, что действия Киева продиктованы одним стремлением: «Сохранить транзит по территории Украины». Речь идет о подписании нового контракта на транспортировку газа начиная с 1 января 2020 года (когда завершится действие 10-летнего контракта, подписанного в 2009 году правительством Юлии Тимошенко. – «НГ»).

Украинская сторона стала заблаговременно готовиться к подписанию нового договора. В августе 2014 года Верховная рада приняла закон, который позволяет привлекать иностранного партнера (кроме российских и связанных с РФ компаний) к управлению газотранспортной системой (ГТС). При этом ГТС выводится из подчинения дочерней структуры «Нафтогаза» и передается компании-оператору АО «Магистральные газопроводы Украины» (решение о ее создании было принято правительством в ноябре 2016 года). Ранее планировалось в первой половине 2019 года создать консорциум с западным партнером, который на определенных условиях получит доступ к управлению ГТС.

Андрей Коболев в том же интервью сообщил, что правительство в ближайшее время внесет на рассмотрение парламента законопроект об условиях привлечения иностранного партнера. «Верховная рада должна согласовать концессию. Имущество (ГТС и подземные газовые хранилища. – «НГ») остается в госсобственности», – сказал он. Ранее представители власти сообщали, что десяток западных компаний интересуются участием в проекте. В конце 2018 года премьер-министр Владимир Гройсман заявил: «Я хотел бы, чтобы мы получили настоящего сильного игрока на европейском газовом рынке. Поэтому мы заинтересованы в поиске серьезного авторитетного партнера (из ЕС, США) для совместного управления ГТС. Наши партнеры заинтересованы в получении газа в Европе, а мы – в обеспечении объемов транспортировки, поэтому мы заинтересованы в совместном управлении».

Эксперт по энергетическим вопросам, попросивший не упоминать его имени, сказал «НГ», что переговоры на данном этапе застопорились: «Для потенциальных партнеров стало шоком принятое в конце ноября решение о военном положении. Накануне новогодних праздников действие особого режима завершилось, но у западных компаний остались вопросы… Они хотят понимать, чего ожидать в будущем. А тут еще и украинские выборы – президентские в марте, парламентские в октябре. На Западе, вероятно, выждут завершения этого периода».

Украина не может ждать, потому что рискует остаться без контракта на транспортировку газа после 2019 года. В СМИ говорят о возможной потере 2–3 млрд долл. в год доходов от транзита. Но более важным считается вероятная потеря статуса транзитного государства по поставкам газа в ЕС. В конце года Андрей Коболев сообщил, что «Газпром» заявил о намерении «вывести из эксплуатации компрессорные цеха на украинском направлении». Он отметил: «Несмотря на обещания и заверения, которые российское правительство якобы  дало нашим европейским партнерам, Россия не собирается обеспечивать гарантии транзита газа через ГТС Украины после 2019 года».

Примечательно, что в тот момент в Киеве было принято решение о снижении почти в два раза тарифа на транзит. Эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук сказал изданию «ГолосUA»: «Данное решение направлено на внимание европейских партнеров, чтобы мотивировать их использовать украинскую ГТС».

По замыслу украинской власти, консорциум, который будет управлять ГТС, должен будет покупать газ на украинско-российской границе. До сих пор точкой продажи была западная граница Украины со странами ЕС, а это означало, что по украинской территории транспортировался газ, принадлежащий «Газпрому» (поэтому возникали скандалы с обвинениями в «воровстве» российского газа). Новая схема будет означать, что от границы с РФ будет транспортироваться газ, владельцем которого будет европейская компания.

При этом в Киеве хотели бы возложить на европейского партнера достижение договоренностей об объемах транзита. Весной прошлого года министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что «Газпром» готов гарантировать транспортировку по украинской территории после 2019 года 10–15 млрд куб. м в год. Но этот объем категорически не устраивает украинскую сторону.

Президент центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар сказал изданию «Слово и дело», что 10–15 млрд куб. м транзита в год – «это те дополнительные объемы, потребность в которых возникает у Европы на пике зимних холодов, в течение отопительного сезона. Это то, что «Газпрому» будет просто сложно обеспечить без украинского маршрута». Дело в том, что украинские подземные газовые хранилища позволяют увеличивать подачу газа в ЕС в период пикового потребления. Но указанные объемы не являются гарантией транзита, которую хочет получить украинская сторона, отметил Гончар: «При таких показателях транспортировки ГТС будет генерировать только убытки. Во-вторых, это означает потерю функциональности: ГТС не будет работать как система – всего несколько трубопроводов». По словам Гончара, «Нафтогаз» должен добиться подписания контракта минимум на 60 млрд куб. м транзита в год: «Это уровень нулевой рентабельности ГТС, но все же она будет хотя бы сама себя обеспечивать. То есть прибыли не будет, но и убытков – тоже. И ГТС не потеряет свою функциональность как система, а не просто совокупность газопроводов».

На днях дочерняя структура «Нафтогаза» – компания «Укртрансгаз» – сообщила, что по итогам 2018 года транзит газа из РФ в ЕС и в Молдову по украинской территории составил 86,8 млрд куб. м. Это на 6,7 млн куб. м (на 7,2%) меньше, чем по итогам 2017-го.

Год назад в Киеве стали активно обсуждать привлечение иностранного партнера к переговорам с «Газпромом». На данном этапе еврокомиссарам, которые примут участие во встрече 21 января, отводится роль посредников. Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко ранее заявил, по сообщению УНИАН: «Украинское правительство при создании консорциума (по управлению ГТС. – «НГ») и отборе партнера для участия в этом консорциуме должно ставить условие – сохранение транзита на уровне минимум 50 млрд куб. м транзита в год».

Пока партнер не выбран и консорциум не создан, Киев при помощи ЕС пытается договориться с «Газпромом» о новом контракте. В рамках подготовки Коболев заявил о готовности отозвать иск. В ноябре прошлого года глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью итальянскому информагентству «Анжи» сказал, что российская сторона собирается продлевать контракт с «Нафтогазом». Он напомнил, что в сентябре-октябре в Брюсселе состоялись консультации экспертов России, Украины и ЕС: «Российская сторона не говорила о прекращении транзита газа через Украину после 2019 года. Но его объемы и условия должны быть согласованы в рамках соответствующих переговоров на прагматичной и рыночной основе».

Киев


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
4613
И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

Геннадий Петров

Исход борьбы за Белый дом может полностью поменять ход нескольких конфликтов

0
6005
Украина подготовила резерв из 14 бригад, но им не хватает бронетехники

Украина подготовила резерв из 14 бригад, но им не хватает бронетехники

Владимир Мухин

Перейдя к стратегическому отступлению на восточном фронте, ВСУ активизируют удары дронами вглубь России

0
5999
Киев надеется заключить с Москвой новую "энергетическую сделку"

Киев надеется заключить с Москвой новую "энергетическую сделку"

Наталья Приходко

За ней, как за зерновым соглашением, также могут стоять интересы Турции

0
3960

Другие новости