Украинцы недовольны социальной политикой властей. Фото РИА Новости
Итоги уходящего года в Украине подводят, оценивая также пятилетний период после революционной смены власти. Война в Донбассе и тяжелая экономическая ситуация стали главными проблемами для общества. Оптимизм и вера в лучшее будущее уступают место растерянности, ощущению тревоги и страха. Но накануне очередных выборов более 40% украинцев живут надеждой.
Социологический опрос о настроениях граждан проводил осенью фонд «Интеллектуальная перспектива» по заказу Института социологии НАН Украины. Его результаты обнародовал на днях фонд «Демократические инициативы» им. И. Кучерива. У респондентов спросили, что они чувствуют, думая о будущем Украины. Такой опрос проводится почти ежегодно, начиная с 2005 года (первый год после оранжевой революции, в результате которой президентом стал Виктор Ющенко).
Сейчас доминирующими чувствами стали надежда (43,4%), тревога (37,6%) и страх (21,1%). Проследив динамику этих настроений, социологи говорят об относительно спокойной ситуации в стране. Всплеск ощущения надежды на будущее был зафиксирован в 2005-м (61,2%), тогда же общество переживало небывалый оптимизм (33,8%), ощущение радости (11,7%), уверенности (19,5%). Пессимистов было всего 2,8%, растерянность ощущали 10,5% людей, тревогу – 24,4%, страх – 31,1%.
В 2013-м, когда начались акции протеста, завершившиеся революционной сменой власти, социологи зафиксировали заметное изменение настроений в обществе. Снова увеличилось число тех, кто испытывал страх (22%), тревогу (30,8%), пессимизм (11,4%), безысходность (17,8%). Любопытно, что в том же году был зафиксирован рекордный показатель ощущения равнодушия – 4,8%. Число оптимистов в 2013-м уменьшилось до 14,1%, но с надеждой смотрела в будущее треть общества (32,1%).
После смены власти, крымских событий, начала войны в Донбассе прогнозируемо нарастали негативные чувства, но в 2017-м настроения стабилизировались. Оптимистов осталось 20,6% (сейчас – 20,1%); пессимистов стало 11,8% (сейчас 14,1%). Чувство растерянности испытывали в прошлом году 16,5% украинцев, сейчас 23,4%. Уровень ощущения безысходности был 11,5%, стал 18,2%; страха – 16,9% в 2017-м и 21,1% сейчас; тревоги – 34,3% в 2017-м и 37,6% сейчас. О том, что продолжают надеяться на лучшее будущее, в прошлом году заявили 46,7% украинцев, к концу 2018-го – 43,4%.
Говоря о том, как им живется, 36% поставили галочку в графе «тяжело», 46% – «невыносимо». «Превалирование негативных оценок прослеживается на протяжении нескольких лет. Причем только 17% граждан ожидают какого-либо улучшения в ближайший год, а 52% убеждены, что ничего не изменится к лучшему… Почти 60% граждан в 2018 году оценивают политическую ситуацию в стране как напряженную, еще около 28% – как взрывоопасную», – сказано в отчете о результатах исследования.
Постепенная смена настроений обычно объясняется экономической ситуацией в Украине. Однако официальные данные свидетельствуют, что в этой сфере все не так плохо. ВВП Украины растет 10 кварталов подряд, сообщило Министерство экономического развития. Экономист Александр Охрименко написал в блоге на сайте «Корреспондент»: «Скорее всего по итогам 2018 года рост ВВП Украины будет больше 3%. После обвала ВВП в 2014–2015 годах и небольшого роста ВВП в 2016–2017 годах рост ВВП больше 3% – это действительно успех». Но хорошие показатели обеспечила в основном торговля, отметил он.
В 2018-м, как и ранее, одним из основных торговых партнеров Украины оставалась Россия. По данным Госслужбы статистики, в уходящем году Украина продолжала сокращать экспорт товаров в Россию, но при этом наращивала импорт российских товаров. «По итогам 10 месяцев 2018 года экспорт товаров сократился на 7% – до 3 млрд долл. ... Россия все еще является страной-лидером по поступлениям валютной выручки от экспорта. Импорт товаров из России в 2018 году существенно вырос – на 20,1%, до 6,63 млрд долл. Рост произошел в основном за счет всего нескольких товаров – нефти, нефтепродуктов и каменного угля. Украина также нарастила потребление российских черных металлов, ядерных реакторов, двигателей, оборудования для производства, бытовой техники, электрических машин, продуктов неорганической химии, органических химических продуктов, бумаги и картона».
Вторым важным показателем, влияющим на настроения граждан, является уровень инфляции. В 2018 году он составил всего около 10%. Курс национальной валюты, несмотря на опасения, пережил несколько периодов колебаний, но удержался на уровне менее 28 грн к 1 долл. США. Украинский Нацбанк сумел сохранить валютную стабильность, соблюдая жесткий график погашения внешних долгов и не располагая в течение 2018 года новыми внешними заимствованиями.
Политолог Виктор Таран в колонке для «Газеты по-украински» отметил, что в 2018-м украинское правительство сократило объем внешнего долга: «Но общий долг Украины составляет 72 млрд долл., из которых более 12 млрд долл. мы должны выплатить в 2019 году». В декабре с.г. Международный валютный фонд принял решение о новой программе кредитования Украины. «МВФ дает нам деньги, чтобы мы стабильно начали следующий финансовый год. Первым траншем (1,4 млрд долл., поступил в декабре) будем рассчитываться по кредитам, которые набрали предыдущие правительства», – отметил Таран. Он обратил внимание, что на сей раз кредитор не выставлял жестких требований. Это, по мнению политолога, может свидетельствовать об опасениях Запада относительно прихода к власти в Украине популистов: «Впервые за много лет фонд ничего не сказал о борьбе с коррупцией. Фактически они показали – это для них является меньшим приоритетом и угрозой для Украины, нежели финансовая нестабильность, которую могут вызвать популисты у власти».
Одной из главных проблем для украинцев стал рост тарифов на газ, электроэнергию, услуги ЖКХ. Решения принимались с 2015 года под диктовку МВФ. Охрименко отметил, что в прошлом году (когда еще действовала широкая программа субсидий) население накопило более 1,5 млрд долл. долгов за энергоносители и услуги ЖКХ.
Украинская власть называет одной из основных причин экономических проблем потерю Крыма и войну в Донбассе. Большинство граждан, как свидетельствуют соцопросы, разделяют мнение власти. Но причиной экономических неурядиц люди считают ее неправильные действия. Экс-министр экономики Украины Виктор Суслов сказал украинским СМИ, что социальная политика стала ахиллесовой пятой украинского правительства. Формально все требования внешних кредиторов выполняются, но в результате увеличивается пропасть между богатыми и бедными, а также растет число людей, которые относят себя к классу бедняков.
На фоне таких настроений в Украине крепнет запрос на «сильную руку» в руководстве государства, выяснили социологи. Общество после 2014 года не воспринимает идею интеграции в структуры, связанные с Россией, а ориентируется либо на членство в ЕС и НАТО, либо на внеблоковый статус. При этом украинцы негативно оценивают состояние демократии в своей стране. Отвечая на вопрос, считают ли респонденты, что для нормального развития государству нужна «сильная рука», а не болтовня о демократии, 27,9% полностью согласились; 32,6% склонились к такому ответу; 20,5% не определились; не поддержали этот тезис полностью 6,9%, частично – 12,1%.
Киев
комментарии(0)