Революционные воззвания Михаила Саакашвили потеряли эффективность в сравнении с 2003 годом. Кадр из видео со страницы Михаила Саакашвили в Facebook
Один из лидеров Объединенной оппозиции Грузии (ООГ) Давид Киркитадзе арестован за хулиганство, избиение полицейского. Факт правонарушения зафиксирован в воскресенье, когда автоколонна оппозиции пыталась добраться до Телави, где проходила инаугурация президента, но была заблокирована на подъездах к городу. Киркитадзе, согласно статьям выдвинутых обвинений, угрожает лишение свободы сроком до шести лет. Он объявил голодовку.
ООГ едва анонсировала начало бессрочной акции с требованием досрочных парламентских выборов по пропорциональной системе, а уже понесла первые потери. Давид Киркитадзе – не рядовой член «Национального движения» Михаила Саакашвили. В период его президентства Киркитадзе работал губернатором непростого региона Квемо Картли, населенного большей частью азербайджанцами. Тяжелое социальное положение, осложненное сенситивным национальным вопросом, требовало крайне аккуратной работы местных властей. Саакашвили был доволен своим ставленником.
Но еще больше обществу запомнился старт политической карьеры Давида Киркитадзе. После победы революции роз в 2003 году и парламентских выборов он стал депутатом и в первый же день работы отлупил работника полиции, посчитавшего, что приехавший на работу Киркитадзе неправильно припарковался. Саакашвили лично взялся улаживать инцидент. Новоиспеченный депутат принес публичные извинения, а президент в дальнейшем не раз в подходящие минуты с шутками вспоминал благополучно разрешенный инцидент.
Сегодня у Киркитадзе защитника такого уровня нет и положение незавидное. Агрессивное поведение экс-губернатора в отношении полицейских запечатлено на видеосъемке. Глава МВД Гиоргий Гахария обещал не оставить без реагирования ни один выпад против своих подчиненных и, надо полагать, своим авторитетом ни в родном ведомстве, ни в глазах общества играть не будет.
Оппозиция, в свою очередь, утверждает, что Киркитадзе вышел из себя, столкнувшись с действиями властей, нарушившими конституционное право граждан на протест. «Ничего такого, что заслуживало бы тюремного наказания, он не совершил», – заявил Григол Вашадзе – оппозиционный кандидат в президенты, проигравший во втором туре. Его коллеги по партии считают, что власти будут использовать любой повод для ужесточения репрессии против политических оппонентов, и призывают расследовать и различные провокации, которые происходили во время противостояния на трассе Тбилиси–Телави. В частности, они обращают внимание на молодого человека, словно специально для привлечения внимания одетого в яркую красную куртку, который подходит к одной из машин оппозиции и в открытое окно распыляет что-то из маленького баллончика. И это тоже фигурирует в видеосъемках – и многочисленных любительских, и грузинских телеканалов.
Арест Киркитадзе привел к тому, что оппозиция увеличила список требований на один пункт – освободить всех политзаключенных. А вот относительно конкретных действий, что собирается она предпринимать, кроме того, что разбила палаточный городок у парламента, пока ничего неизвестно. Лидеры оппозиции говорят о расширении протеста, но желающих присоединиться, кажется, нет. Даже «Европейская Грузия» (ЕГ), отколовшаяся от «Единого национального движения» (ЕНД), но заключившая с «националами» политический союз после первого тура президентских выборов, дистанцировалась от партнеров, предпочитая выступать в их поддержку только с политическими заявлениями.
В экспертной среде по поводу происходящего звучат различные оценки. Но в целом комментаторы сходятся в том, что выстрел у оппозиции вышел холостым – ресурсов на мощную протестную волну у нее нет, у общества иные заботы, призывы Саакашвили из-за рубежа активизироваться и выйти на улицу скорее раздражают население, чем вдохновляют на какие-то действия. Да и само противостояние на трассе Тбилиси–Телави вистов оппозиции не добавило – агрессия некоторых «националов» вызвала в обществе негативную реакцию.
комментарии(0)