Александр Лукашенко рассказал послу Германии Петеру Деттмару о том, чего хочет Минск. Фото с сайта www.president.gov.by
Белоруссия намерена развивать отношения с ЕС в целом и с Германией в частности. Пока между странами возведен «экономический забор», утверждает президент Александр Лукашенко. В перспективе он ожидает от немецких партнеров инвестиций, технологий и снятия торговых барьеров.
«Германия нас очень интересует в связи с тем, что, во-первых, немцы нас понимают, воспринимают. Во-вторых, это высокотехнологичная, мощная страна, и мы заинтересованы в инвестициях и технологиях», – заявил президент Александр Лукашенко, встречаясь 11 декабря в Минске с послом Германии в Белоруссии Петером Деттмаром. «Также у нас существует ряд других интересов, о которых я сегодня готов с вами поговорить», – добавил президент Белоруссии. «Я ожидаю полной ясности: чего бы Германия хотела от Беларуси, что не нравится в Беларуси?» – заявил Лукашенко. Он уточнил, что Белоруссия «может пойти навстречу в некоторых вопросах, но не во всех». В частности, недопустимым он считает, когда его страну «ставят перед выбором между Западом и Востоком». «Вот американцы это поняли. Разговаривал недавно с помощником госсекретаря, и он мне прямо сказал: «Мы не хотим ставить Беларусь перед выбором: вы с Востоком или вы с Западом», – рассказал белорусский президент. В очередной раз он заявил, что, находясь в центре Европы, его страна обречена строить многовекторную внешнюю политику. «Мы там, где мы есть. Господом Богом это определено, и толкать нас туда-сюда не надо. Мы, исходя из национальных интересов, интересов наших соседей, будем строить нашу мирную политику», – заявил Лукашенко.
Президент Белоруссии заверил, что его страна никогда не станет «очагом напряженности в Европе» и «проблемой для Европейского союза, в том числе и для Германии». Но взамен он хотел бы, «чтобы Германия, понимая нас, делала конкретные шаги навстречу». Как следовало из сказанного Лукашенко, шаги эти должны быть сделаны в первую очередь в экономике. «Торговать с вами мы не можем. Вы забор выстроили и даже к забору никого не подпускаете. Хуже, чем у Трампа с Мексикой, стена выстроена, только она незримая, экономическая», – сокрушался белорусский лидер. «Мы хотели бы наконец снять эти заборы», – сказал он.
В самих намерениях Белоруссии строить многовекторную внешнюю политику эксперты ничего странного не видят. Однако в последнее время заявления Александра Лукашенко на эту тему стали носить несколько комичный характер в силу избытка пафосности в отношениях со всеми. Фразы «у нас нет закрытых тем» или «давайте забудем дипломатические формальности», «вы нас понимаете, как никто другой» стали использоваться слишком часто. Например, летом, когда в Белоруссии сначала проходил форум регионов Белоруссии и России, а затем – Белоруссии и Украины, он почти теми же словами уверял президентов обеих стран в том, что белорусские города для них почти родные и выглядят так же, как украинские или российские.
Важность Германии как торгового партнера эксперты также не подвергают сомнению. Эта страна для Белоруссии на четвертом месте по объему товарооборота. За 10 месяцев страны наторговали на 2,74 млрд долл., что на 17,6% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Правда, для Белоруссии, поставляющей в Германию в основном нефтепродукты, сальдо остается отрицательным (более 600 млн долл. по итогам 2017 года). Улучшение доступа на немецкий рынок для белорусских компаний, о чем говорил Лукашенко, могло бы исправить ситуацию. Однако местные наблюдатели в социальных сетях не преминули вспомнить, как на прошлой неделе белорусский президент восклицал, дискутируя с российским коллегой о цене на газ: «Наш главный партнер, к сожалению или к счастью, не ФРГ, а Российская Федерация!» «И нам надо, чтобы были равные условия прежде всего с нашей братской Россией!» – отмечал белорусский президент.
Более того, по мнению некоторых экспертов, нынешняя встреча с немецким послом, которая прошла на фоне тяжелых переговоров Белоруссии с Россией по налоговому маневру, была не случайной. «Встречу Александра Лукашенко с послом Германии Петером Деттмаром можно рассматривать как попытку давления на Россию накануне переговоров о компенсации налогового маневра», – пишет в своем блоге белорусский политолог Валерий Карбалевич. Эксперт напоминает, что встреча президента с послами – явление редкое. Как правило, она происходит накануне визита в Белоруссию руководителя государства или по случаю окончания дипломатической миссии. «В начале тяжелых переговоров Лукашенко решил набрать политические баллы, чтобы не оказаться в глазах кремлевских партнеров слабым. Единственный способ быстро нарастить политический вес – сделать доброжелательный жест в сторону Запада, чтобы шантажировать Кремль», – полагает эксперт. Германия, которая является ключевой в ЕС, подходит для этого как нельзя лучше, уверен Валерий Карбалевич.
Минск
комментарии(0)