Фото theins.ru
Саломе Зурабишвили, набрав во втором туре почти 60% голосов, стала пятым президентом Грузии. Окончательные итоги ЦИК объявит позже, однако они ничего не изменят. Ее соперник Григол Вашадзе признал поражение. Узнав результат экзитпола, проведенного по заказу оппозиционного телеканала «Рустави-2», он сказал, что доверяет проделанной работе. А находящийся в Нидерландах экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, едва закрылись избирательные участки, призвал население к массовому неповиновению, а силовые структуры – «отмежеваться от преступной власти неграмотного олигарха».
Михаила Саакашвили его единомышленники так и не смогли убедить сбавить активность. С какого-то момента его частые появления в эфире «Рустави-2» стали играть против оппозиционного кандидата Григола Вашадзе. Чем ближе становился второй тур, тем радикальнее и воинственнее звучали из Голландии заявления Саакашвили, и Вашадзе порой приходилось если не дезавуировать или опровергать слова экс-президента, то смягчать и как-то интерпретировать сказанное им.
Проигравшая сторона обвинила власти в давлении на ход выборов, привлечении к процессу криминальных авторитетов, подкупе и шантаже населения и даже во вмешательстве в работу избиркомов. Словом, набор обвинений – стандартный. Наблюдатели же отмечают в целом нормальную обстановку во время голосования, не находя вопиющих нарушений, способных отразиться на результатах. Но в то же время указывают на излишнюю нервозность и жесткость избирательной кампании.
Перелом в ситуацию помимо угроз экс-президента внесли также еще два фактора. Во-первых, правительство сразу после неудачи в первом туре выборов отозвало из парламента скандальный законопроект о культивировании и экспорте марихуаны, вызвавший жесткое неприятие влиятельной Грузинской православной церкви (ГПЦ). Так власти, похоже, успели найти общий язык со священнослужителями, проповеди ряда которых эффективнее любых агитационных средств и призывов.
Во-вторых, инициатива властей, а именно лидера правящей «Грузинской мечты» (ГМ) Бидзины Иванишвили погасить долги банкам и другим финансовым учреждениям 600 тыс. граждан страны. И пусть «Национальное движение» (НД) и его союзники тут же обвинили ГМ в краже их идеи, а спохватившись – в незаконном подкупе электората, дело было сделано. Призванные на помощь экономисты-оппозиционеры ситуацию изменить не смогли. Их рассуждения о том, что Иванишвили не собирается тратить на аннулирование задолженностей заявленные им 1,5 млрд лари, а только выкупает за бесценок просроченные «безнадежные долги» или банкиры ему их уступают просто так в знак уважения или из дружеских побуждений, никого не интересовали. Да и какая разница должнику, по какому принципу его выводят из мешающего жить «черного списка»? Спасибо Иванишвили, и точка.
А поначалу ничто не предвещало не то чтобы второго тура, но и сколько-нибудь напряженной избирательной кампании, таким безоговорочным виделось преимущество Зурабишвили, поддержанной правящей партией и самым влиятельным и богатым человеком Грузии лично. И как отыграть такую фору, тоже было непонятно, потому как даже обещать электорату кандидатам в президенты особо нечего, поскольку согласно новой Конституции президент Грузии является во многом церемониальной фигурой: он вправе миловать заключенных, награждать отличившихся, представлять страну на международной арене, но по скрупулезному согласованию с правительством, назначать в соответствии с законом даты тех или иных выборов, предоставлять гражданство, а также чисто формально подписывать назначение премьер-министра. На этом все. И не случайно еще до старта избирательной кампании Иванишвили в интервью одному из местных телеканалов заявил, что не будет переживать, если пост президента достанется оппозиции.
Иначе подошла к делу оппозиция, объявившая, что ее победа равноценна сужению легитимности правления ГМ. НД для начала притянуло к себе десяток мелких партий и объявило Вашадзе кандидатом от «Объединенной оппозиции». Хотя реально оппозиционных участников выборов было по меньшей мере еще трое. А потом к делу подключилась телекомпания «Рустави-2», развернувшая мастерскую антикампанию против Зурабишвили, то гневно протестуя против ее неудачных высказываний, то едко их высмеивая.
Только за неделю до первого голосования ГМ осознала, что все не так, как надо, а «националы» в случае успеха, опираясь на то самое «сужение легитимности ГМ», действительно начнут расшатывать ситуацию, требуя досрочных парламентских выборов, создания коалиционного правительства etc. Однако вмешательство Иванишвили в кампанию в виде неубедительного полуторачасового интервью ведущим телекомпаниям Грузии только ухудшило позиции провластного кандидата. Пассивность же населения 28 октября привела в итоге к равенству голосов, набранных Зурабишвили и Вашадзе, и как следствие – второму туру выборов.
Сейчас в Грузии задаются вопросом: почему спикеры ГМ на протяжении почти всей избирательной кампании словно воды в рот набрали, как бы соглашаясь с хлесткой критикой оппонентов в бездеятельности? Безусловно, Грузия остается страной со сложными проблемами, но ведь кое-чего ГМ удалось добиться: общедоступная медицина, деполитизация силовых структур, свобода бизнеса, немало интересных инфраструктурных проектов, свобода слова… Но вместо попытки акцентировать внимание на успехах и тем самым помочь своему кандидату правящая партия ввязалась в неперспективный обмен с НД негативными месседжами. В итоге избирательная кампания превратилась в выяснение отношений двух политических лагерей, зачастую без самих кандидатов в президенты, и утонула во взаимной ненависти и обоюдном неприятии.
По мнению аналитиков, попытки НД – читай Саакашвили – пойти на обострение ситуации бесполезны и обернутся против самой партии, потерпевшей очередное поражение, а потому опять оказавшейся перед проблемой выживания. Для ГМ же президентские выборы стали тревожным звонком перед парламентскими в 2020 году. Очевидно, властям следует повысить эффективность, менять стиль управления, не отдаляться от общества, а наоборот – наладить коммуникации, решать острые проблемы в образовании, в судебно-правовой сфере, экономике, работать над социальными улучшениями. Кредит доверия населения ГМ, как показали состоявшиеся выборы, подходит к концу.
комментарии(0)