Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов в Женеве обсудил с коллегами региональную ситуацию. Фото с сайта www.unama.unmissions.org
Евросоюз выделил Афганистану более полумиллиарда долларов на поддержку политических и социальных реформ. Соглашение о предоставлении помощи Кабулу было подписано в ходе международной конференции по Афганистану, которая состоялась 28 ноября в Женеве. Особое место среди участников конференции было выделено России и Узбекистану, представленным главами МИДов – Сергеем Лавровым и Абдулазизом Камиловым. Повышенное внимание объясняется тем, что именно Ташкент первым предложил усадить за стол переговоров противоборствующие стороны – правительство Афганистана и запрещенную в РФ организацию «Талибан», а Москва «презентовала» переговорщиков от «Талибана», побывавших в России 9 ноября на конференции по афганским проблемам.
Министерская встреча в Женеве, в которой приняли участие представители 62 государств и 35 международных организаций, была посвящена вопросам международного содействия процессу национального примирения и поддержке региональных экономических инициатив в Афганистане. Президент Афганистана Ашраф Гани сообщил о начале нового этапа мирных переговоров с «Талибаном». По его словам, удалось разработать «дорожную карту» мирных переговоров, а также сформировать группу, которая будет вести диалог с талибами. Ее возглавит глава администрации президента Абдулла Саамам Рахими. «Мы хотим заключить мирное соглашение с «Талибаном», – цитирует Гани РИА Новости. При этом, по его словам, Кабул не позволит привлечь к мирным переговорам вооруженные группировки, связанные с транснациональными преступными и террористическими организациями. Евросоюз, по сообщению портала afganistan.ru, выделит Кабулу 474 млн евро на поддержку реформ в сферах государственного управления, правоприменительной деятельности и избирательного права, а также повышение доступности услуг здравоохранения, содействие мигрантам и внутренне перемещенным лицам.
Инициатором диалога между официальным Кабулом и «Талибаном» выступил Узбекистан. Доктор исторических наук, политолог Рафик Сайфулин сказал «НГ», что состоявшаяся в Ташкенте мартовская конференция стала своеобразным посылом для всех заинтересованных стран в урегулировании ситуации в Афганистане. «Не просто начать диалог, а дать возможность афганцам договориться между собой. Мы поможем, но вмешиваться не будем. Афганистан – это неотъемлемый пазл в общей центральноазиатской мозаике. Ташкент задал генеральную линию, и ее поддержали: кто-то с долей скептицизма, кто-то, наоборот, – оптимизма, с пониманием своей роли в процессе», – подчеркнул Сайфулин.
По мнению российского эксперта Аркадия Дубнова, московская конференция была интересна тем, что впервые был презентован «официальный «Талибан», в то время как организация запрещенна в России. «Талибан» представляли глава катарского представительства этой структуры Шер Мохаммад Аббас Станикзай, его заместители Абдусалам Ханафи и Шахабуддин Дилавар, а также члены офиса талибов в Катаре Зия-ур-Рахман Мадани и Мохаммад Сохейл Шахин.
Женевская конференция оказалась более представительной и, возможно, будет иметь более важные последствия. «Что касается участия Узбекистана, то это единственная страна в Центральной Азии, граничащая с Афганистаном, у которой разработан совершенно реальный план, направленный на гармонизацию отношений соседних стран с Афганистаном, улучшение уже существующих прямых экономических связей и увеличение узбекских инвестиций в Афганистан», – сказал «НГ» Дубнов. По его словам, у Ташкента есть планы и по организации переговоров афганского правительства с представителями талибов.
Ведущий эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко считает, что Узбекистан сегодня не без успеха претендует на роль честного маклера в политической интриге, связанной с афганским урегулированием. «Потребность в таком посреднике из числа стран региона назрела давно, но в силу целого ряда причин роль эта оставалась вакантной. Очевидно, что Узбекистану отводится роль противовеса Пакистану, который до недавнего времени старался сохранять монополию на посредничество с талибами», – сказал «НГ» эксперт. По его словам, ожидается, что северный сосед Афганистана будет более конструктивен, чем южный, а контактная площадка в Ташкенте будет содержательной альтернативой интригам Исламабада, который скорее выступает в амплуа адвоката «Талибана» и представителя его интересов, чем посредника в переговорах с ним. «Узбекистан также должен будет устранить «московский перекос», наметившийся было в международной игре в афганское урегулирование.
Приезд делегации талибов в российскую столицу 9 ноября явно насторожил не только американцев и официальный Кабул, но и страны, внешне более лояльно относящиеся к действиям Москвы. Поэтому запрос на усиление Ташкента в качестве региональной альтернативы интригам не только Пакистана наверняка будет поддержан целым рядом стран, имеющих те или иные интересы в Афганистане и вокруг него», – считает Серенко.
Пока трудно сказать, насколько Узбекистан оправдает раздаваемые ему авансы. Очевидно, что в решающей степени это зависит от позиции «Талибана» – без его согласия никакие проекты афганского урегулирования сегодня реализованы быть не могут. По мнению Андрея Серенко, Ташкенту необходимо выступить с рядом инициатив, которые позитивно повлияли бы на его двусторонние отношения с катарским офисом «Талибана». Среди них может быть призыв к ООН исключить «Талибан» из списка международных террористических организаций, а также снять санкции с его политических лидеров. Или предложение открыть на территории Узбекистана официальное представительство «Талибана» (как вариант – с переносом его из Дохи). Серенко считает, что только такого рода смелые официальные демарши смогут произвести впечатление на «яростных мулл» и убедить их в гостеприимстве ташкентской площадки.
Эксперт по Афганистану Касым Бекмухамедов считает, что роль, которую играет Узбекистан, очень важна, но вместе с тем даже при поддержке США усилий Узбекистана не стоит ожидать, что на ташкентской переговорной площадке (или московской) могут быть приняты какие-то судьбоносные решения по Афганистану. «В ближайшие годы в вопросах афганского мира первую скрипку по-прежнему будут играть США. Дело в том, что «Талибан» из всех тяжеловесных игроков, причастных к процессам в Афганистане, предпочитает иметь дело с США – от американцев можно получить больше, чем от других», – сказал «НГ» Бекмухамедов.
комментарии(0)