События в Керченском проливе вызвали стихийные акции в разных городах Украины. Фото Reuters
Вопрос о военном положении в Украине привел к масштабному конфликту между органами власти. Верховная рада, собравшаяся в понедельник на экстренное заседание, не смогла автоматически утвердить предложение президента. Лидеры фракций потребовали провести консультации с главой государства. Группа депутатов заблокировала трибуну парламента.
Ко времени сдачи номера в печать голосование не состоялось. Заседание было запланировано в закрытом режиме, однако некоторые телеканалы транслировали видеоряд из зала заседаний: депутаты требовали объяснений от президента Петра Порошенко и отказывались поддержать введение военного положения без таких объяснений. Перед началом заседания к депутатам обратились три украинских президента – Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко. Они задали вопрос, поможет ли режим военного положения «реально противостоять агрессору». Но если такой режим будет введен за несколько месяцев до президентских выборов, то, ограничив права и демократические свободы, может привести к хаосу в государстве. «Верховная рада должна принять постановление о проведении выборов президента Украины 31 марта 2019 года. Наступил момент, когда от мудрости народных избранников зависит судьба государства», – зачитал обращение Кравчук.
В Украине действует закон «О правовом режиме военного положения». В нем перечислены такие меры, как введение государственного контроля за деятельностью предприятий связи и полиграфии, теле- и радиовещания; особый порядок въезда/выезда на территорию Украины; запрет на массовые акции, режим комендантского часа, проверки документов, обыски граждан, их транспорта и жилья. Кроме того, может быть запрещена деятельность политических партий и общественных организаций, которые, по мнению власти, создают угрозы национальной безопасности. Отдельный пункт – запрет на проведение выборов и организацию референдумов в период военного положения.
Эксперты отмечают, что особый режим может быть введен как на всей территории страны, так и в отдельных регионах. Но выборы в любом случае нельзя будет проводить, сказал в комментарии телеканалу «112 Украина» экс-министр юстиции Александр Лавринович.
Как известно, по плану президентские выборы в Украине должны были бы состояться 31 марта 2019 года, парламентские – 27 октября 2019-го. Чтобы провести голосование своевременно, Верховная рада должна была бы в конце декабря официально назначить дату и объявить о старте предвыборной кампании. В условиях военного положения такое решение не может быть принято, отметил Лавринович.
Член команды Петра Порошенко, зампредседателя Верховной рады Ирина Геращенко написала в соцсети: «Выборы будут. Военное положение не означает автоматической отмены выборов». Но ответа на вопрос, когда может быть организовано голосование, она не дала. Некоторые представители президентской команды неофициально отмечали, что календарь может быть смещен на два месяца, поскольку Совет нацбезопасности и обороны предложил парламенту ввести военное положение сроком на 60 дней. «Выборы могут состояться в последнее воскресенье не марта, а мая. Тогда второй тур – летом», – сказал один из них. Другой представитель пропрезидентской фракции отметил, что в таком случае может быть принято решение о совмещении президентских и парламентских выборов: «Может быть, и в октябре». Некоторые депутаты, готовясь к рассмотрению вопроса, собирались ограничить срок военного положения 30 днями, чтобы не срывать график предвыборной кампании.
Предполагалось, что в президентском указе, который подавался на рассмотрение Верховной рады, должны быть четко указаны границы территории, на которой вводится военное положение, сроки действия особого режима, все меры, которые будут применяться в этот период. Ко времени сдачи номера в печать депутаты из разных фракций, готовясь к внеочередному заседанию парламента, заявляли, что никто не видел текст указа президента. Решение Совета нацбезопасности и обороны, на основе которого готовился указ, принималось в ночь на понедельник. Президент Порошенко, выступая, заверил, что власть не будет ограничивать свободу слова, права и свободы граждан, не станет влиять на экономические процессы. Участники заседания заверили, что банковская система будет работать как обычно, доступ к Интернету не будет ограничен и т.д.
Порошенко подчеркнул, что Украина не объявляет войну и не отказывается от выполнения своих международных обязательств, а также от Минских соглашений: «Введение военного положения никоим образом не будет предусматривать действий за пределами суверенной территории Украины. Военное положение не означает объявление войны. Оно вводится исключительно для обороны Украины».
Политолог Юрий Романенко пошутил в соцсети, что пояснения выглядят так, словно речь идет о «не совсем военном и не совсем положении». Политический эксперт Артем Петренко в комментарии телеканалу «NewsOne» отметил, что члены СНБО не сообщили, какие задачи оборонного характера можно будет решить не иначе как в режиме военного положения: «А политические последствия очевидны». Эксперт Руслан Бортник, которого цитирует издание «Страна», обратил внимание: «Когда отобрали Крым с 2 млн граждан, когда горели Иловайск и Дебальцево (а за линией разграничения осталось еще 3 млн граждан, в Донбассе погибло 10 тыс.), военное положение не надо было вводить, никто не собирался. Ведь выборы (2014 год. – «НГ») надо было проводить, власть шла в руки. А когда захватили 2 катера и буксир – военное положение надо вводить. Потому что выборы не нужны…» По его мнению, власть таким образом задействует «план Б»: «Борьба не за голоса избирателей, а против политических оппонентов… Это – шах для Тимошенко и других оппонентов власти: не поддержи кто-нибудь военное положение – значит, «агент Кремля»; поддержи – подари власть Петру Порошенко…»
Политические конкуренты Порошенко предположили, что речь идет в первую очередь о смещении сроков выборов, поскольку сейчас нет гарантий победы действующего президента в марте. Зампредседателя парламента от партии «Самопомощь» Оксана Сыроид отметила, что ранее власть стремилась избежать военного положения, хотя в этом возникала необходимость: «Президент и нынешний секретарь СНБО просто не видели в этом политической выгоды для себя… А сегодня – увидели! Военное положение на всей территории Украины – прекрасная возможность манипулировать выборами президента и при необходимости применить немного диктатуры». В то же время лидер партии «Самопомощь», мэр Львова Андрей Садовый, собирающийся участвовать в президентских выборах, поддержал идею военного положения, а выяснение политических отношений внутри страны предложил отложить.
В Киеве считают, что Петр Порошенко пытается
удержать власть любой ценой. Фото с сайта www.president.gov.ua |
За мобилизацию оборонных усилий государства выступил еще один претендент на выход во второй тур президентских выборов – экс-министр обороны Анатолий Гриценко. Но два основных конкурента Порошенко – Юлия Тимошенко и Юрий Бойко – призвали немедленно подключить к ситуации западных партнеров. Сопредседатель межфракционного депутатского объединения «Оппозиционная платформа – За жизнь» Бойко заявил: «Сейчас необходимо пригласить структуры ЕС, чтобы они определили площадку и выступили посредником для проведения прямых переговоров между представителями властей Украины и РФ». По его мнению, само по себе военное положение не решит проблем и может привести к эскалации. Бойко добавил: «Если же сегодняшняя власть хочет таким образом сорвать президентские выборы, то цена этого сценария – жизни украинских граждан, дальнейший коллапс экономики и в итоге – развал страны».
Лидер партии «Батькивщина» Тимошенко потребовала от украинской власти «немедленно направить официальные сообщения странам – гарантам по Будапештскому меморандуму и созвать консультации на уровне глав государств». Депутат от этой партии Игорь Луценко в своем блоге отметил, что Украина должна потребовать от стран-гарантов не просто выражать обеспокоенность, как это было в последние пять лет, а «выполнить их обязательства по Будапештскому меморандуму». Кроме того, по мнению Луценко, Верховная рада должна рассмотреть вопросы о разрыве дипотношений с Россией, введении визового режима, аресте российских активов, а также о «прекращении функционирования вражеских СМИ».
В понедельник, когда номер готовился к печати, в Нью-Йорке собирались провести экстренное заседание Совбеза ООН. Украинская сторона инициировала отдельные консультации с НАТО в Брюсселе. Логику украинских действий изложил после заседания СНБО Александр Турчинов. Он пояснил, почему ситуация, сложившаяся 25 ноября, отличалась от всего, что происходило раньше: «Мы видим, сегодня подразделения ВС РФ и ФСБ атаковали наши ВСУ, причем вели огонь на поражение. И мы видим тяжелые последствия. Именно поэтому мы говорим об опасности не только провокаций на Азовском и Черном морях, но и на сухопутном участке. Мы видим активную подготовку ВС РФ, которая происходит на южных и восточных границах».
МИД Украины, в свою очередь, сделал заявление: «Вся ответственность за дальнейшее обострение ситуации в регионе Азовского и Черного морей и подрыв процесса мирного урегулирования российско-украинского вооруженного конфликта полностью возлагается на кремлевский режим. Обращаемся к нашим союзникам и партнерам с просьбой принять все необходимые меры для сдерживания агрессора, в том числе путем применения новых и усиления существующих санкций, а также предоставления Украине военной помощи для защиты территориальной целостности и суверенитета в рамках международно признанных границ».
В ночь на понедельник украинские радикалы собрались у зданий посольства РФ в Киеве, а также консульств во Львове, Харькове, Одессе. Жгли покрышки (в Киеве сгорел автомобиль с дипномерами), выкрикивали воинственные лозунги. Вчера представители организации «Национальный корпус» организованно собрались у здания Верховной рады. Они держали огромный транспарант с призывом к украинской власти: «Не отступать! Не сдаваться!»
Рядовые граждане не принимали массового участия в акциях. Пенсионеры стали запасаться солью, спичками, другими товарами «военных времен». Молодежь выжидала решения Верховной рады: члены СНБО заявили, что всеобщей мобилизации не будет, но на службу могут призвать тех, кто прошел подготовку. Паники не наблюдалось. Но очевидной поддержки решений власти тоже не было. В отличие от 2014 года на улицах обсуждали не столько угрозу «большой войны», сколько перспективу переноса даты выборов.
Бывший участник переговоров в Минске, дипломат Роман Безсмертный отметил, что выводы делать преждевременно. По его мнению, инцидент, случившийся 25 ноября, может иметь последствия в будущем: «Очевидно, что обострение на Азове достигло предела. Даже совсем небольшой искры сейчас достаточно для того, чтобы разгорелся серьезный военный конфликт...» Безсмертный написал в колонке для «Нового времени»: «Сейчас мы стоим перед угрозой потерять еще две области – Николаевскую и Херсонскую. Это не преувеличение… Очевидно, что Россия не забыла о своих планах в отношении «Малороссии», Кремль будет реализовывать их, особенно в период предвыборного противостояния в Украине. Мы должны защищать свою землю и свое море, а все соответствующие действия записаны в законах и Конституции».
Согласно последним сообщениям из Киева, Порошенко предлагает ввести военное положение всего на 30 дней, чтобы не помешать началу избирательной кампании.
Киев
комментарии(0)