Никол Пашинян настаивает, чтобы должность генсека ОДКБ осталась за Арменией. Фото Reuters
Минск отреагировал на критику и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна, высказавшего претензии к заявлениям президентов Белоруссии и Казахстана, прозвучавшим в связи с прошедшим в Астане саммитом ОДКБ. МИД Белоруссии рекомендовал армянскому лидеру не вносить «правила так называемой уличной демократии… в большую политику». История, похоже, далека от развязки, потому что армянская сторона еще до замечания Минска готовила официальное обращение. Оно пока не звучало.
Никол Пашинян раздражен событиями, которые произошли после саммита ОДКБ в Астане 8 ноября. Одной из обсуждаемых тем в столице Казахстана стал вопрос замены генерального секретаря организации. По уставу эту должность до 2020 года должен занимать представитель Армении.
Однако Юрий Хачатуров, работавший генсеком ОДКБ, был отозван новыми властями республики по обвинению в антиконституционных действиях 1 марта 2008 года. Действия армянских властей вызвали раздражение у союзников по ОДКБ, в первую очередь у России, в комментарии МИДа говорилось, что вопрос отзыва генсека ОДКБ не может решаться в одностороннем порядке и без учета того, что подобные действия способны нанести репутационный ущерб межгосударственному альянсу.
Сегодня Ереван считает, что вправе заменить Хачатурова на другую фигуру. Называлась даже конкретная кандидатура – бывший министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян. Однако на саммите в Астане вопрос не был решен, и его обсуждение перенесли на 6 декабря, когда состоится очередной саммит организации в Санкт-Петербурге.
После астанинской встречи президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, комментируя ситуацию, сказал, что считает правильным, если должность генсека ОДКБ по предусмотренной алфавитной ротации уже сейчас, а не в 2020 году перейдет Белоруссии. В Минске же тем временем президент Белоруссии Александр Лукашенко встретился с послом Азербайджана Латифом Гандиловым и рассказал о делах в ОДКБ.
На все это в Ереване нервно отреагировал Пашинян, заявивший журналистам, что Армения вправе требовать объяснений, почему о вопросах, обсуждавшихся на закрытой встрече лидеров военного блока, стало известно представителю государства, не входящего в этот блок, и почему по вопросу, который предстоит решить, звучат заявления конкретного характера. Он также сказал, что намерен обсудить ситуацию с президентом РФ Владимиром Путиным. По имеющимся данным, в тот же день – в субботу – телефонная беседа состоялась.
Заявления Пашиняна услышали в Минске, и пресс-секретарь МИД Белоруссии Анатолий Глаз ответил на «грани фола»: «Видимо, и.о. премьер-министра Армении возомнил себя международным прокурором, уполномоченным карать или миловать… Наверное, господин Пашинян пока не понял, что правила так называемой уличной демократии неприемлемы в большой политике… надеемся, что со временем это пройдет».
И.о. генсека ОДКБ Валерий Семериков, на котором могут остаться принятые обязанности до 2020 года, если участники альянса не придут к компромиссному решению, заметил, что некоторые участники организации сомневаются в эффективности представителя Армении на данном посту. Ситуация осложняется еще и тем, что в уставе ОДКБ не прописаны процедуры, связанные с отзывом генсека организации.
Ереван, обосновывая свою позицию по замене генсека ОДКБ, утверждает, что прав в своих действиях, ведь с Хачатуровым могло произойти что угодно, а не только судебное разбирательство, и это не должно влиять на распределение постов в ОДКБ. То есть должность генсека должна остаться за Арменией до 2020 года.
Один из экспертов «НГ», на условиях анонимности заявил, что главное для Армении – отношения с Россией, являющейся в ОДКБ безусловным лидером. «Армении при неурегулированности конфликта с Азербайджаном сложно видеть надежного союзника, например, в Казахстане, лидер которого по карабахскому вопросу неоднократно выступал с позиций Баку. Это куда важнее, чем неприятное заявление белорусского пресс-секретаря, выполняющего служебные обязанности. У Минска с Ереваном довольно теплые отношения, не хуже, чем с Баку, вплоть до молвы о личной дружбе президента Лукашенко с одним из ведущих армянских политиков Гагиком Царукяном. Надо понимать и то, что Николу Пашиняну пока сложно в межгосударственных альянсах. Он, возможно, на подсознательном уровне пока не воспринимается другими лидерами «своим». Но это может измениться после парламентских выборов в Армении 8 декабря. С этой точки зрения саммит ОДКБ в Санкт-Петербурге выглядит еще более любопытным – если главы государств организации пойдут навстречу Армении и согласятся на замену генсека, это можно будет истолковать и как международную поддержку Пашиняна, и как изменение отношения к нему – его готовы признать «своим». Конечно, может быть принято иное решение», – заявил собеседник.
Военный эксперт Виктор Литовкин сказал «НГ», что для Армении, конечно, важно быть в составе ОДКБ, но гораздо важнее союзничество с РФ. «Только Россия может защитить ее от Турции, от Азербайджана и поддержать экономически. У Армении есть договор с Россией о взаимной помощи, и российская база в Армении – гарант армянской независимости. В Армении создана совместная армяно-российская военная группировка, в которую входят 104-я база в Гюмри и одна из бригад армянской армии. Командует этой группировкой армянский генерал. Принцип такой: Карабах защищает армянская армия, а нападение на Армению извне наряду с отечественными силами – еще и Россия, ее 104-я база. Кроме того, границу Армении охраняют российские пограничники. Если Армения откажется от российской военной помощи, она может столкнуться с серьезными вызовами своей независимости. Это, кстати, понимают даже те политические силы республики, которые ориентируются на США. Никакое НАТО решить задачу защиты армянского суверенитета не сможет. Тем более Североатлантический альянс не поддержит отношение Еревана к Степанакерту», – заявил Литовкин. Что касается ОДКБ, то, по его словам, Армения получает от этой организации многие выгоды: покупка боевой техники по заводским ценам, обучение офицеров не только в России, но и в Белоруссии, совместные тренировки, учения, совместная система ПВО – все это преимущества, которых не имеет, например, Азербайджан.
комментарии(0)