Пять лет назад украинцы вышли на площадь в защиту европейских ценностей. Фото Reuters
В Украине готовятся к пятой годовщине начала событий на майдане. Сейчас подведение итогов имеет особое значение, поскольку власть, сменившая команду Януковича, готовится к очередным выборам. Формально выполнены многие обещания, но те, кто в 2013-м стоял на площади, надеялись на другие результаты.
Напомним, 21 ноября 2013 года несколько сотен журналистов, общественных активистов, оппозиционные политики вышли на центральную площадь Киева в знак протеста против объявленного в тот день решения власти отложить процесс евроинтеграции. Подписание Соглашения об ассоциации (и зоне свободной торговли) с ЕС рассматривалось как путь к установлению законности.
Через неделю, когда власть применила силу против «еврооптимистов» на майдане, на площадь вышли тысячи людей – в защиту ценностей, которые именовались европейскими. Через несколько месяцев противостояние завершилось гибелью более сотни людей и последовавшим бегством Виктора Януковича. Бывшие оппозиционеры стали новой властью, в мае 2014 года состоялись внеочередные выборы президента Украины, а в октябре – внеочередные парламентские выборы.
В 2019-м истекает срок полномочий главы государства и Верховной рады. В процессе подготовки к новым выборам в Украине подводят итоги пяти лет после майдана. Соглашение об ассоциации с ЕС и о зоне свободной торговли Украина–ЕС было подписано и вступило в силу. В 2017-м к этому добавилось еще и соглашение о безвизовом режиме. Украинская власть сразу же заявила о планах к 2020 году провести в стране все реформы, предусмотренные ассоциацией с ЕС, чтобы сразу же подать заявку на членство в Евросоюзе. В то же время планировалось достичь стандартов, позволяющих претендовать на членство в НАТО. Под занавес полномочий украинская власть намерена внести в Конституцию пункт о внешнеполитическом курсе на членство в ЕС и НАТО.
Проводя военную реформу с прицелом на эти планы, украинская власть гордится тем, что с 2014 года практически с нуля создала боеспособные вооруженные силы. Говоря о значении перемен в этой сфере, депутат от «Блока Петра Порошенко» Александр Бригинец сказал изданию «ЛигаИнформ»: «Мы уже забыли о проекте «Новороссия», попытках отрезать юг Украины, чтобы соединить Приднестровье, оккупированный Донбасс и Крым». В момент смены власти в Киеве серьезно опасались реализации подобного сценария. Порошенко, кстати, выиграл выборы, убедив избирателей, что способен закончить АТО в считаные дни. Затем президент несколько раз объяснял, что поторопился с обещанием, поскольку не учел возможности «прямой российской агрессии». В этом году президент извинился перед украинцами за то, что обнадежил их быстрым завершением войны.
Реального плана урегулирования в Донбассе до сих пор нет. И это – один из минусов предвыборной кампании. Украинская власть пытается решить вопрос с направлением на восток страны миротворческой миссии ООН, однако эксперты убеждены, что в скором времени это не произойдет, поскольку Россия не разделяет позицию Украины относительно мандата миссии. О том, насколько противоположны позиции, можно судить по прозвучавшему вчера комментарию президента РФ Владимира Путина относительно выборов в ДНР и ЛНР: «Что касается осуждения кем бы то ни было (Украиной и Западом. – «НГ») вот этих выборов… Мы что-то не слышали осуждения убийств, которые происходят на территориях непризнанных республик, вот в чем дело». Путин призвал для начала осудить «политически мотивированные» убийства: «Этим вызвана реакция людей, которые там проживают. А что думали те, кто организовывает подобные преступления? Конечно (выборы. – «НГ»), были неизбежны». Ранее представители РФ в Совбезе ООН пояснили, что выборы в ДНР/ЛНР потребовались, чтобы «заполнить вакуум власти», пока Киев не выполняет политическую часть Минских соглашений.
Российские политические Telegram-каналы отметили и другие жесткие заявления главы РФ относительно отношений с Украиной. «Президент… на пресс-конференции, говоря об обмене с Украиной незаконно удерживаемых лиц, заметил, что со стороны Украины никакого интереса к обмену рядовых граждан нет. В частности, когда РФ предлагала обменять экипаж рыболовного судна «Норд» на украинцев, задержанных пограничниками за промысел рыбы в территориальных водах России, то украинская сторона «даже не хотела разговаривать». «Так киевские власти относятся к своим гражданам», - заключил… Путин», - пишут авторы канала «Мюсли вслух». Комментируя заявления о том, что встречаться в нормандском формате сторонам сейчас бессмысленно, авторы канала «Адекват» отмечают: «Это, понятно, и раньше секретом не было, но прямая констатация лично от главы государства в данном случае стоит многого. Риторика про «партнеров», которой у нас слишком многие принимающие решения на среднем уровне страдают, в том и числе и в качестве руководства к действию, обходится чересчур дорого».
Если же вернуться к выборам в ДНР/ЛНР, то в Украине требуют выполнить вначале ту часть договоренностей, которая позволит обеспечить безопасность и вернуть регион под контроль Киева. И снимают с себя ответственность за убийства людей, которых украинская сторона не считает властью ДНР/ЛНР, а официально, на уровне закона, признала «оккупационными администрациями». «Оккупантом» и «агрессором» в Украине признают Россию, которой и адресуют требования по урегулированию конфликта.
Команда Порошенко утверждает, что война негативно влияет на темп внутренних реформ, но значительная их часть уже проведена. В частности, упоминаются судебная реформа, децентрализация власти, новые условия госслужбы. Но общество, судя по соцопросам, не понимает, что изменилось в результате реформ. Политологи и общественные активисты, экспертный опрос которых провел фонд «Демократические инициативы» им. И. Кучерива, считают, что многие реформы, которыми гордится власть, стали только фасадом для сохранения старой системы, против которой восстал майдан.
Главные проблемы, которые беспокоят рядовых украинцев, – война в Донбассе, экономическая ситуация в стране и коррупция. В Украине за последние годы был создан ряд специализированных антикоррупционных ведомств, однако их работа вызывает много вопросов, а сами ведомства вступают в конфликты друг с другом. Литовский политолог Довиле Якнунайте в интервью украинскому журналу «Краина» («Страна») отметила, что так произошло потому, что после событий 2013–2014 годов давление общества на власть в Украине ослабло: «Кроме того, реформы тормозятся олигархами. Их устраивает система, сцементированная начиная с 1990-х… Нужна сильная политическая воля, чтобы победить это. Но когда президент сам является частью системы, нельзя надеяться, что он захочет изменить ее коренным образом». По мнению внешнего наблюдателя, Киеву удобно «войной оправдывать недостаток реформ и коррупцию».
Сменить систему власти, отстранить олигархов от управления страной и усилить влияние общества на направления деятельности госструктур – все эти обещания звучали на майдане. Деолигархизация и деоффшоризация стали модными лозунгами после победы на выборах Петра Порошенко. Но ситуация не изменилась: журнал «Новое время», составивший рейтинг 100 самых богатых украинцев, пришел к выводу, что основные экономические активы сконцентрированы в руках небольшой группы людей. И что сотня самых богатых наращивает капитал в 12 раз быстрее, чем растет ВВП Украины.
Самым богатым украинцем, как и ранее, был признан Ринат Ахметов (более 12 млрд долл.). На втором месте – Виктор Пинчук (примерно 3 млрд долл.). Петр Порошенко, имя которого тоже оказалось в рейтинге, как указал журнал, «в этом году вернул себе звание долларового миллиардера – впервые за четыре последних года». По оценке «Нового времени», в докризисном 2012 году состояние Порошенко-бизнесмена оценивалось в 1,3 млрд долл., сейчас – около 1 млрд долл.
Философ и политический эксперт Сергей Дацюк в блоге в «Украинской правде» отметил, что экономические вопросы под общим определением «повышение уровня жизни населения» украинцы считают одним из приоритетов. «Но уровень жизни – вещь относительная, потому что он оценивается… относительно распределения благ в обществе». По его мнению, в Украине существует прежняя «пропасть между богатыми и бедными». И запрос не на подачки, а на то, чтобы «власть служила интересам всего общества, и в частности среднего класса, а не интересам олигархов, чтобы можно было законно стать обеспеченным человеком, не будучи монополистом или коррупционером».
Дацюк обратил внимание еще на один запрос общества – на мир в стране. Он задал вопрос: «Мы хотим прекратить войну путем компромисса (с потерей оккупированных территорий) или хотим победить в войне, вернув оккупированные территории?» Философ вступил в заочную дискуссию с Институтом стратегических исследований «Новая Украина», который недавно обнародовал аналитический доклад о ситуации в стране накануне президентских и парламентских выборов.
Эксперты института перечислили множество нерешенных управленческих проблем и пришли к выводу: «Революционная волна в Украине 2013–2014 годов захлебнулась в контрреволюционной и реставрационной петле, как это уже было с ре-эволюционными петлями в 1993–1994, 2004–2005 годах. В новой ре-эволюционной петле под ударом оказались сами институты государственности и система внутренних социальных коммуникаций. Новосозданная милитаристская олигархическая «машина-государство» окончательно оторвалась от многомиллионного социального «тела» украинского общества. Потеря Крыма, война в Донбассе, миграционные волны, «новая бедность», политическая неврастения в стенах парламента и в медиа, выраженный протестный невроз в обществе – все это, как пазлы, складывается в общую картину нового, постреволюционного украинского кризиса».
Многие моменты доклада в Украине считают спорными. Однако накануне годовщины начала майдана традиционно звучат вопросы о том, почему до сих пор не завершено расследование дел о расстрелах в центре Киева, не закончен заочный суд над Януковичем. Вспоминают о том, что со сцены майдана звучали обещания поменять избирательную систему, чтобы общество, а не олигархи, действительно влияло на формирование состава парламента. В первом чтении новый закон (предполагающий отказ от прежней смешанной мажоритарно-пропорциональной системы и переход к выборам по открытым партийным спискам) был принят под давлением Запада, после чего депутаты отложили его в долгий ящик. Точно так же, как и законопроект об отмене депутатской неприкосновенности. «Смена власти (президентские, парламентские и местные выборы 2019–2020 годов) представляется теперь не просто как возможность смены состава правящего класса, а как выбор возможной новой истории, новое самоопределение». Украина входит в «новый и длительный 1991 год», – предупредили аналитики института «Новая Украина». Пятая годовщина начала событий на майдане проходит в тревожной атмосфере, которую многие эксперты сравнивают с последними годами существования Украинской ССР накануне провозглашения независимости.
Киев
комментарии(0)