Фото Mustafa Yalcin/Anadolu Agency/Getty Images
Торжества в честь празднования 100-летия окончания Первой мировой войны прошли вчера без участия Александра Лукашенко. Белорусский президент отправил вместо себя в Париж спикера верхней палаты парламента Михаила Мясниковича. Эксперты пытаются понять, что заставило его отказаться от некогда столь желанного и долгожданного приглашения посетить Европу.
Основные мероприятия, посвященные празднованию 100-летия окончания Первой мировой войны, – мемориальная церемония у Триумфальной арки, а также Форум мира – прошли вчера в Париже. Участие в них приняли высокопоставленные гости более чем из 120 стран. В Париж прибыли президенты США и России Дональд Трамп и Владимир Путин.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко получил личное приглашение от имени президента Франции Эмманюэля Макрона принять участие в этих торжествах еще в конце сентября, однако поехать в Париж не пожелал и отправил вместо себя спикера Совета Республики Михаила Мясниковича. Представитель Белоруссии присутствовал на торжественных мероприятиях, а также встретился со своим французским коллегой, президентом Сената Жераром Ларше, и с представителями белорусской диаспоры во Франции.
Пытаясь понять, почему Александр Лукашенко отказался провести день в европейской столице среди президентов мировых держав, местные наблюдатели вспоминают, что еще не так давно он готов был почтить присутствием третьеразрядные мероприятия не президентского уровня. Например, научную конференцию в Австралии. Сейчас же Александра Лукашенко почему-то не устроило личное приглашение от имени президента Франции.
Эксперты называют несколько возможных, на их взгляд, причин. По мнению политолога Валерия Карбалевича, среди них могли быть «недоработки» МИДа, который не смог организовать достойных двусторонних встреч на время визита. Продолжая эту мысль, политический обозреватель Александр Класковский утверждает, что Лукашенко просто не хотелось «затеряться в массовке». Тем более что белорусская тематика никак не фигурировала в Париже. «Александр Лукашенко взвешивает и выбирает вариант, при котором его въезд в Европу на белом коне выглядел бы наиболее триумфально», – полагает Класковский. При этом Лукашенко, вероятно, не хотелось давать повод политическим противникам подтрунивать над ним, стоящим на групповой фотографии где-то «третьим в пятом ряду».
Не менее значимы, по мнению экспертов, психологические причины. Александр Лукашенко, как бы ни кичился тем, что Европа и мир наконец-то оценили его правоту и значимость, в душе понимает, что принять его в цивилизованное общество Запад решил под давлением обстоятельств. Речь совершенно не идет о какой-то искренней переоценке ценностей. Ценностная пропасть между ними никуда не делась, и даже если никто не напоминает белорусскому президенту о правах человека, это не значит, что мир и Европа отказались от этих ценностей. Сам Александр Лукашенко помнит об этом гораздо лучше, чем политические лидеры других стран. Яркой иллюстрацией этого тезиса, по мнению экспертов, является выступление белорусского президента на недавнем заседании основной группы Мюнхенской конференции по безопасности. Тема демократии и прав человека не была включена в повестку дня этого мероприятия, но это не помешало Александру Лукашенко попенять Европе, что демократии она скоро приедет учиться у него. Западные политики чужие для Лукашенко, убежден Валерий Карбалевич, и это ощущение настолько неприятное для него, что он его всячески избегает. Чего нельзя сказать о встречах в рамках интеграционных объединений стран СНГ, которые белорусский президент всегда (за исключением одного раза, в разгар конфликта с Россией) посещает охотно и с удовольствием.
Местные наблюдатели также не исключают, что Лукашенко не может простить Западу предыдущие обиды, годы санкций, «отказов от дома» и, отказываясь сейчас от приглашений, «наказывает» мир за этот период неприятия. Впрочем, высказываются и куда более банальные версии – возраст белорусского президента, которому уже 64 года, и дождливая погода в Париже в день основных торжеств.
Минск
комментарии(0)