Лари рухнул до рекордной отметки. Кадр из видео сайта www.ekhokavkaza.com
Властям Грузии к середине недели удалось приостановить падение курса лари на отметке 2,76 за доллар. Тем не менее он остается рекордно низким. Девальвация национальной валюты вызвала тотальный всплеск цен. Для властей, испытавших сложности в первом туре выборов президента и готовящихся ко второму, который состоится, вероятно, 2 декабря или раньше, это очень некстати.
Национальный банк Грузии (НБГ), от которого общественность уже давно требовала пояснений по поводу происходящего, в четверг объявил, что «стоимость доллара США на рынке завышена… советуем населению и экономическим агентам не принимать поспешных решений, которые с большой вероятностью нанесут ущерб…». «По нашей информации, причины колебания обменного курса на валютном рынке не связаны с фундаментальными экономическими факторами. На текущую динамику курса негативно влияет среда в период выборов президента, что отражается на валютном рынке. Национальный банк настоятельно призывает публичных лиц и экспертов воздержаться от безосновательных заявлений и прогнозов, чтобы тем самым не укреплялись неверные ожидания», – говорится также в заявлении Нацбанка.
В информации на сайте НБГ говорится и о том, за последний месяц валютные резервы Грузии сократились на 57 млн долл. МВФ считает нынешний объем резервов – 2 млрд 894 млн долл. – «ниже минимального уровня адекватности».
Объяснение, похоже, не удовлетворило власти, поскольку председатель парламента Ираклий Кобахидзе, комментируя происходящее, заявил, что высший законодательный орган страны в рамках своей компетенции включится в укрепление и урегулирование курса лари – будут проведены соответствующие консультации как с правительством, так и с руководством НБГ.
«Это самое худшее, что можно сделать на данный момент, – отреагировал доктор экономических наук, профессор Владимир Папава. – Политическое вмешательство в деятельность НБГ является ошибкой. Это недопустимо. Это определяет Конституция Грузии, и это определяет органический закон «О Национальном банке Грузии». Поэтому я бы советовал политикам воздержаться от заявлений, направленных прямо на вмешательство в деятельность НБГ».
Папава при этом, правда, отметил, что деятельность самого НБГ не выдерживает никакой критики. «Это устаревший метод – строить монетарную политику на таргетировании инфляции, то есть позиционировании только показателя инфляции целевым показателем. Упрощенно говоря, когда человек управляет машиной, то смотрит ведь не только на скорость, но и контролирует показания топливного бака и другие параметры. А теперь представьте, что НБГ реагирует только на инфляцию. Это абсолютно неправильно. Более того, лауреат Нобелевской премии в экономике Джозеф Стиглиц продемонстрировал, что в странах, зависящих от импорта, где объемы импорта значительно превышают экспорт, механизм таргетирования инфляции не работает», – заявил Владимир Папава, отметив, впрочем, что не склонен обвинять только руководство НБГ, поскольку применяемый примитивный подход идет из МВФ.
По мнению профессора, когда в стране растет политическое напряжение, изменение обменного курса национальной валюты является сопутствующим процессом, что подтверждается примерами соседних стран. «Нацбанк должен делать своевременные заявления, но часто запаздывает, и не всегда они адекватны. А неправильные заявления вредят курсу лари», – отметил ученый, подчеркнув, что в Грузии с учетом предвыборного периода ничего экстраординарного не происходит, но ситуацией, помимо политиков, «могут попытаться воспользоваться два крупных банка, которые порой сами диктуют правила игры НБГ».
Бывший глава НБГ, представитель оппозиционного «Национального движения» Роман Гоциридзе, в свою очередь, считает, что у властей один путь для стабилизации курса лари – пересмотреть и сократить бюджетные расходы, экономить на всем. Однако в избирательный период подобный подход может отвернуть часть электората, поэтому власти на это вряд ли решатся.
В этом оппозиционер, похоже, прав. Не то что сокращение расходов, а более того, различные ведомства обнародовали информацию о готовящемся повышении зарплат сотрудникам. Так, Министерство образования, науки, культуры и спорта на своей странице в Facebook разместило сообщение о том, что в ближайшие два года жалованье работников школ будет неуклонно повышаться, с тем чтобы средняя зарплата педагогов к 2022 году достигла 660–730 долл. в зависимости от их категории. Стало известно и о том, что, согласно отредактированному проекту госбюджета на будущий год, будет увеличено финансирование силовых ведомств – министерств обороны, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, а также Службы госбезопасности – в среднем зарплаты служащих предполагается повысить почти на 100 долл.
Сообщения о грядущих повышениях бюджетных выплат скорее всего не последние. Власти пытаются спасти положение перед вторым туром президентских выборов, а времени на кардинальные позитивные перемены попросту нет.
комментарии(0)