Президенту Киргизии Сооронбаю Жээнбекову досталось тяжелое наследство. Фото с сайта www.president.kg
Российская компания «РусГидро» намерена взыскать с Киргизии долг – 37 млн долл. Соответствующий иск подан в международный арбитражный суд в Гааге. Речь о возвращении средств, вложенных в строительство Верхненарынского каскада ГЭС. В 2015 году Бишкек денонсировал договор по строительству и, согласно условиям договора, должен вернуть российскому инвестору деньги. Бишкек считает расходы завышенными и настаивает на проведении международного аудита, а поданный в суд иск расценивает как недружественный шаг Москвы.
В киргизском внешнеполитическом ведомстве пока не получили официального уведомления о судебном иске, но надеются, что спор можно решить путем переговоров. Глава Национального энергохолдинга Киргизии Азамат Абдыкадыров заявил, что ничто не мешает вести диалог. «Пока наши попытки не увенчались успехом, но процессы в Гааге длятся годами… Будем решать этот вопрос на уровне правительства. Кыргызская сторона по-прежнему настаивает на проведении совместного аудита», – цитирует Абдыкадырова агентство 24.kg.
Как ранее писала «НГ», Россия и Киргизия в сентябре 2012 года договорились построить Камбаратинскую ГЭС-1 и Верхненарынский каскад (ВНК) ГЭС. Соглашение подписали министры энергетики двух стран Александр Новак и Автандил Калмамбетов в присутствии глав государств – Владимира Путина и Алмазбека Атамбаева. Киргизский президент, подчеркивая ключевую роль России в реализации проекта, благодарил Путина за «поддержку и мудрость».
Однако ГЭС так и не была построена. По словам киргизского политолога Марса Сариева, «Москва в реализации проекта не была заинтересована». «Заявка на строительство ВНК ГЭС была, с одной стороны, геополитическим рычагом давления на Узбекистан, опасавшийся возникновения дефицита воды. С другой – России необходимо было застолбить участок, с тем чтобы туда не пришел Китай, тем более что китайцы интересовались этим проектом», – сказал «НГ» Сариев. При реализации проекта Москва получала «водные рычаги давления» на Узбекистан и Казахстан, хлопковые и рисовые поля которых зависели от сброса воды. «Но позже Россия отрегулировала свои стратегические отношения с Узбекистаном. Строительство Верхненарынской ГЭС было остановлено. Официально это объяснялось финансовым кризисом в России», – отметил эксперт.
Тем не менее 37 млн долл. Москва успела потратить. Несмотря на то что по контракту Бишкек, в случае денонсации соглашения, должен выплатить «РусГидро» эти деньги, Атамбаев решился на разрыв соглашения. Он рассчитывал, что придет другой инвестор и погасит задолженность. Инвестора нашли быстро – чешскую компанию Liglass Trading. Однако чешская компания оказалась несостоятельной, соглашение с ней киргизский парламент тоже денонсировал, и долг так и остался за республикой.
В Бишкеке этот долг признают, но выплатить не могут – казна пуста. Теперь киргизская сторона утверждает, что объем долга россиянами завышен, и настаивает на проведении международного аудита. Но с этим не согласна российская сторона, настаивающая на возвращении именно 37 млн долл.
«Обращение «РусГидро» в Гаагский суд говорит о том, что выстроенных ранее тесных отношений с нынешним руководством Киргизии у Москвы нет. Действия российской стороны должны подтолкнуть Бишкек к более тесному переговорному процессу с Россией и на уступки по ряду вопросов», – считает Марс Сариев. По его словам, дело, похоже, не конкретно в 37 млн долл., но еще и в том, что Москву беспокоит внешнеполитическая ориентация Бишкека и создание тюркского пояса. «Идет сближение Киргизии с тюркоязычными государствами, во главе с Турцией. Создается совет центральноазиатских государств, во главе с Назарбаевым и Мирзиёевым. Но это устраивает Запад», – сказал эксперт.
По словам Сариева, обратившись в суд Гааги, Москва пошла по пути римского права и отказалась от кулуарных переговоров, как это принято на Востоке. «Это форма давления на Бишкек, перенос дружеских отношений на формальные условия. Все это говорит о том, что Москва не особо довольна тем, что происходит в Киргизии. Согласно прогнозам, к весне экономическая ситуация в Киргизии осложнится, что может привести к политической нестабильности», – считает политолог. Он напомнил, как начиналась киргизская революция 2010 года. И тогда к концу зимы положение в республике было непростым, а ситуацию добило решение России прекратить поставки бензина в Киргизию по внутрироссийским ценам. «Иск в суд Гааги в Киргизии тоже расценили как ужесточение политики Москвы по отношению к Бишкеку», – сказал «НГ» Сариев.
комментарии(0)