Фото сайта sovrep.gov.by
В Белоруссии не прекращается дискуссия о судьбе проекта закона «О противодействии домашнему насилию». Средства на разработку документа выделил Евросоюз, соответственно в его основе – европейский взгляд на воспитание детей в семье. Не всем он понравился. Одни эксперты предлагают подготовить новый вариант, другие – не принимать вовсе. Основное слово – за президентом, который раскритиковал подготовленный проект, но не саму идею.
Новый поворот дискуссии вчера придало заявление экс-кандидата в президенты, лидера «Христианских демократов» Виталия Римашевского. Он заявил, что в провале проекта виноваты его разработчики, которые ни с кем не посоветовались и не заручились поддержкой основных социальных институтов. «Перед нами пример – как не надо разрабатывать законопроект. Ведь то, что на этапе разработки не пригласили ни одного представителя церквей, также семей, из которых насильно государство забрало детей, – просто грубая профессиональная ошибка команды разработчиков. Все могло бы быть совсем иначе», – считает Виталий Римашевский. Он полагает, что у истоков документа стоят «феминистические организации, которые не разделяют христианских ценностей» и «известны своей антицерковной позицией». Результатом такого подхода стал раскол белорусского общества, констатирует он. «По сути, концепцию нужно разрабатывать с нуля. Это непростой, но единственно возможный путь», – уверен Римашевский.
Напомним, что проект закона «О противодействии домашнему насилию» разрабатывается в Белоруссии давно, и в середине минувшего лета МВД наконец-то опубликовало его концепцию. Помимо министерства среди разработчиков – Фонд ООН в сфере народонаселения, Белорусская ассоциация молодых христианских женщин, международное общественное объединение «Гендерные перспективы». Средства на его разработку выделил ЕС, и в ходе подготовки активно использовались международные, в том числе европейские, практики. Как утверждают разработчики, документ вводит новые понятия. Например, охранного предписания и оценки риска. Первое дает возможность ограничить действия домашнего агрессора (запрет на контакт с жертвой на период 3–30 суток), второе позволяет рассчитать вероятность повторения актов агрессии. Документ вводит понятия психологического и экономического насилия.
Противники законопроекта активизировались еще летом, возмущенные письма с тысячами подписей в том числе были отправлены и в администрацию президента. Недовольство в первую очередь вызывают нормы, которые позволяют третьим лицам (например, соседям) вызывать работников правоохранительных органов на семейные конфликты. Кроме того, противники закона опасаются, что с его принятием родители вообще не смогут воспитывать детей. «Наказание – это средство педагогического воздействия», – убеждены противники законопроекта. Они считают, что нарушение традиционной иерархии, в которой «муж – голова» и авторитет для жены и детей, приведет общество к хаосу, и предлагают отклонить этот проект вообще.
На прошлой неделе о документе высказался депутат парламента, председатель постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк. Он заявил, что принятие документа может «навредить традиционной системе отношений». Концепция законопроекта «О противодействии домашнему насилию» «рождена в одном из подразделений МВД при активном содействии глобальных фондов», заявил он. В ней он увидел «желание бездумно обезьянничать, использовать чужой опыт и перекладывать его на белорусские реалии».
Уже мнение одного из депутатов, которые в Белоруссии всегда держат нос по ветру, прозвучало тревожным звоночком для сторонников принятия документа. Стало понятно, что в его нынешнем виде он никогда не будет принят, когда против высказался президент. «Все это дурь, взятая прежде всего с Запада», – оценил документ Александр Лукашенко. «Можете не переживать, и народ пусть не волнуется – мы будем исходить исключительно из собственных интересов, наших, белорусских, славянских традиций и нашего жизненного опыта», – обратился он к противникам принятия документа. Кроме того, этим жизненным опытом он тут же поделился. «Виктор (сын президента. – «НГ») как старший часто получал от меня. Средний, Дима, уже видел, как Вите попадало, и ровненько стоял рядом. Младшего, ему 15-й год, я вообще никогда не наказывал: он этого не заслуживал», – рассказал Александр Лукашенко. «Хороший ремень иногда тоже полезен для ребенка», – считает он. «Это наша традиция, наша жизнь, и мы будем воспитывать так, как надо», – резюмировал он.
Что касается дальнейшей судьбы проекта, то пока она непонятна. Есть вероятность, что для него найдут других разработчиков. В частности, Лукашенко считает, что готовить его должны были «представители органов власти на местах, общественные организации, правительство, администрация президента», а не МВД. «Пожелания милиции мы учтем», – пообещал президент. Однако, возможно, отдельного закона не будет. «Может… обойдемся внесением изменений в существующие законопроекты», – предположил он.
Возмущением взорвались в первую очередь обитатели социальных сетей, снова припомнив фразу Лукашенко, сказанную им в начале его президентства: «Я за цивилизованным миром свою страну не поведу». Высока вероятность того, что от идеи законопроекта при его доработке не останется ничего, как это часто бывает в Белоруссии.
Минск
комментарии(0)