Никол Пашинян выступил на сессии Генассамблеи ООН и высказал свою позицию по Карабаху. Фото с сайта www.primeminister.gov.am
В Нью-Йорке в среду на полях 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна. Они обсудили вопросы урегулирования карабахского конфликта при участии сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ, курирующей процесс урегулирования. Очередным переговорам министров предшествовало обострение как на линии соприкосновения в самопровозглашенной республике, так и в ряде приграничных азербайджано-армянских районов, включая участки границы между Арменией и Нахичеванской автономной республикой Азербайджана.
Это первая официальная встреча Мамедъярова и Мнацаканяна, сменившего после бархатной революции Эдварда Налбандяна на посту главы МИД Армении. До запланированных в Нью-Йорке переговоров министры встретились 11 июля в Брюсселе, и ту встречу принято считать ознакомительной.
О том, что переговорный процесс по Нагорному Карабаху буксует, говорится не первый год. В диалоге три камня преткновения: возвращение Азербайджану районов вокруг самопровозглашенной республики, составляющих, по трактовке армянской стороны, пояс безопасности; возвращение беженцев в родные места; статус Нагорного Карабаха.
Если по первым двум противоречиям компромисс, несмотря на все сложности, видится все-таки достижимым, то в вопросе статуса подходы Баку и Еревана диаметрально разнятся. Армения будущее самопровозглашенной республики видит каким угодно, только не в составе Азербайджана, который, в свою очередь, считает, что единственное справедливое разрешение конфликта заключается в восстановлении своей юрисдикции на вышедшей из-под контроля автономии.
Именно поэтому в Баку с некоторым оптимизмом восприняли бархатную революцию и приход к власти Никола Пашиняна. Дело в том, что нового армянского премьера воспринимают в некоторой степени если не политическим партнером первого президента Левона Тер-Петросяна, то человеком, у которого может быть схожее отношение к разрешению карабахского конфликта.
Такого рода восприятие возникло не на пустом месте. В 2008 году они действительно были союзниками, протестовавшими против официальных итогов президентских выборов, согласно которым победителем был объявлен Серж Саргсян. Те выступления, как известно, были подавлены силами правопорядка. Погибло 10 человек.
Тер-Петросян поддержал бархатную революцию и после нее встречался с Пашиняном. Очевидно, указанные обстоятельства предопределили «теорию» о близости взглядов нынешнего премьера и бывшего президента, который в 1998 году вынужден был подать в отставку именно из-за готовности к территориальным уступкам Азербайджану.
То, что это не совсем так или, может, даже совсем не так, стало понятно после заявлений Никола Пашиняна о необходимости возвращения в прямые переговоры представителей Нагорного Карабаха. Премьер в ходе одного из выступлений даже заявил о том, что не имеет ни юридического, ни морального права вести переговоры от имени карабахцев. И тогда в Баку раздраженно задались вопросом: не новый ли это трюк властей Армении, пытающейся только затянуть время? Потом последовало упомянутое выше обострение на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе, приграничной Тавушской области Армении, а также на границе Нахичеванской автономии и Армении.
Сегодня в Баку задаются вопросом – насколько сочетаются с реальностью заявления Пашиняна о необходимости возвращения в переговорный процесс представителей самопровозглашенной республики, к слову, также не первый год настаивающих на этом? Азербайджанская сторона понимает, что революция, произошедшая в Армении, вынуждает ее лидера действовать до поры до времени в русле популизма, и если Пашинян начнет свою деятельность с неких уступок, на которые надеется Баку, то от его популярности может не остаться и следа. И это меньшая из неприятностей, с которыми он может столкнуться.
После убедительной победы на выборах мэра Еревана власть Пашиняна окрепла еще больше. На подходе внеочередные парламентские выборы, исход которых на данный момент также видится триумфальным для премьера. Видимо, после них он окончательно сформирует команду, в которой найдется место не только соратникам по революции, но и крепким профессионалам своего дела.
Для азербайджанской же стороны сегодня важно понимание подхода армянского лидера к карабахской проблеме: те же заявления о том, что он не может вести переговоры от имени самопровозглашенной республики, – это популистский блеф или реальное отношение к вопросу?
На данный момент бесспорным, пожалуй, выглядит заявление Пашиняна о компромиссах. Карабахскую проблему необходимо решать путем переговоров и компромиссов, но вопрос в том, насколько готов к уступкам и компромиссам Азербайджан. Если Баку готов к такому, то и мы готовы встать на этот путь, но если нет, то и от Армении не надо требовать компромиссов, заявил Никол Пашинян в ходе одного из последних выступлений. А это заявление не слишком отличается от заявлений прежних армянских руководителей.
комментарии(0)