Грузинские священники выступают против марихуаны вместе с представителями общественности. Фото с сайта www.patriarchat.ge
Под натиском Грузинской православной церкви (ГПЦ) и протестом части общества власти приостановили работу над законопроектом о культивации конопли и ее экспорте в медицинских целях. Ожидается, что по данному вопросу в ближайшее время между представителями светских и духовных властей Грузии состоятся консультации. Как сказал спикер парламента Ираклий Кобахидзе, депутаты могут рассмотреть только положения законопроекта об условиях употребления марихуаны, что Конституционный суд (КС) признал ненаказуемым.
Протест ГПЦ превзошел все ожидания, хотя о ее негативном отношении к легализации марихуаны было общеизвестно. Два многолюдных протестных шествия, специальная конференция в патриархии, по итогам которой было принято обращение к властям, и, наконец, повсеместные проповеди о недопустимости реализации затеи правительства не оставили последним никакого выбора.
Католикос-патриарх Илия Второй, согласно всем опросам, являющийся самым влиятельным лицом в Грузии, обращаясь к пастве, заявил: «Для чего нам сильная экономика, если мы потеряем нашу молодежь?! Власти должны взять ответственность за контроль над ситуацией».
Влиятельный местоблюститель патриаршего престола, митрополит Шио Муджири в своей проповеди отметил, что употребление марихуаны противоречит принципам православия и традиционным семейным ценностям, и жестко резюмировал: церковь никогда не согласится с планами властей.
В результате правящая «Грузинская мечта» (ГМ), обладающая в парламенте конституционным большинством, приостановила работу над законопроектом, перепоручив ее специально создаваемой комиссии. Спикер Кобахидзе, встретившийся с Илией Вторым, заявил журналистам, что ГМ не будет спешить с принятием закона и проведет консультации с патриархией. Насколько светским властям удастся изменить позицию властей духовных, сказать трудно. Однако упомянутое выше обращение ГПЦ к правительству выдержано в жестких тонах. «Легализация культивации марихуаны, участие в этом государства, так же как его участие в производстве и продаже марихуаны, являются недопустимыми. Этот процесс содержит целый ряд рисков, в том числе риски, касающиеся сферы международной безопасности», – говорится в документе.
Законопроект, который разработало Министерство внутренних дел, в Грузии, кажется, не устроил никого. Сторонники свободного употребления марихуаны, устраивавшие летом акции с этим требованием, считают, что МВД переигрывает решение КС. Согласно законопроекту, курение допускается едва ли не исключительно у себя дома при условии, что там нет несовершеннолетних жителей. Если же еще добавить обширный список профессий, обладателям которых, по мнению МВД, тоже нельзя баловаться травой, то решение КС принимает формальный характер.
В парламенте понимают это, но ответственность за возникший правовой вакуум склонны возлагать именно на КС. Во всяком случае, Ираклий Кобахидзе заметил, что решение КС о свободном употреблении марихуаны оказалось несвоевременным, и теперь власти пытаются взять ситуацию под контроль. В аналогичном свете прокомментировал ситуацию премьер-министр Мамука Бахтадзе, заявивший, что главная цель резонансного законопроекта – не оставить «конопляную сферу» без жестких регуляций. По его словам, выращивание дурмана будет под строжайшим контролем и жестко регламентировано.
Однако обещаемый «строжайший контроль» и вызывает особую озабоченность части общества, сомневающейся в этой способности власти. Доводы же правительства, что экспорт конопли способен в ближайшие два-три года принести в бюджет около 1 млрд лари (менее 0,5 млрд долл.), только ожесточают протест оппозиции, обвиняющей власть и лично Бидзину Иванишвили, председателя ГМ, в неразборчивости в получении средств.
Между тем и в самой правящей ГМ по «конопляному законопроекту» единодушия, похоже, нет. Если некоторые депутаты в своих комментариях пытаются акцентировать внимание на моментах, представляющихся им позитивными, то другие, судя по интонациям, ничего хорошего в инициативе МВД не видят. Во всяком случае, вице-спикер парламента Гия Вольский, отметив наличие определенных проблем в коммуникации с населением, сказал, что законопроект может быть и вовсе отозван: «То, что не нужно обществу, не должно быть сделано ни на законной основе, ни какими-то другими усилиями». А председатель парламентской фракции ГМ Мамука Мдинарадзе допустил возможность обсуждения законопроекта в парламенте только после достижения «широкого консенсуса с обществом».
комментарии(0)