Ирина Геращенко сообщила, что на Донбассе начнут работать саперы. Фото с сайта www.rada.gov.ua
Украина и НАТО собираются активизировать наполнение трастового фонда, средства которого предназначены для разминирования Донбасса. В то же время Верховная рада готовится принять закон «Об особенностях государственной политики в сфере противоминной деятельности». Предполагается, что он позволит привлечь к опасным работам в Донбассе иностранных специалистов.
О подготовке законопроекта летом сообщила пресс-служба Минобороны Украины. На днях зампредседателя Верховной рады, член украинской делегации на переговорах в Минске Ирина Геращенко написала в соцсети, что документ уже практически готов, голосование может состояться до конца сентября.
Как только он будет утвержден, будет создана система разминирования: станет ясно, кто за что отвечает, каковы стандарты разминирования, на каких условиях привлекаются саперы. Кроме того, по словам Геращенко, парламент даст ответ на вопрос, «возможно ли привлечение к работам по разминированию частных структур, международных структур с соответствующим опытом». Теоретически в Донбассе могут появиться иностранные специалисты.
Речь идет о работах на подконтрольной Киеву территории. Потенциально опасными по эту линию разграничения считаются 7 тыс. кв. км. По оценкам украинских специалистов, за линией разграничения, на неподконтрольной территории и в так называемой серой зоне – еще до 10 тыс. кв. км. Но к этой зоне доступа нет.
По оценкам экспертов ООН, с 2014 года Донбасс превратился в одну из самых опасных (с точки зрения минирования территорий) точек мира. В начале года помощник генсека ООН по гуманитарным вопросам Урсула Мюллер заявила: «Восточная Украина… быстро становится одним из самых заминированных регионов в мире. Если проблему не решить, это остановит ее развитие на многие годы…»
Военный эксперт, руководитель компании «Трансимпекс» Владимир Петраченков ранее сказал «Укринформу»: «Минирование в Донбассе происходило скорее всего хаотично, особенно в районах блокпостов есть много самодельных устройств. Минируют там все. И объекты инфраструктуры, и почву, даже жилые застройки». Умышленная установка взрывных устройств – только одна из проблем. Кроме нее есть еще проблема «брошенных» или «оставленных» боеприпасов, включая реактивные снаряды, противотанковые мины.
И еще одна сторона вопроса – обследование территорий после каждого обстрела для выявления неразорвавшихся снарядов. Начавшиеся в сентябре работы по разминированию Южно-Донбасского водопровода потребовались после его повреждения из-за июньских обстрелов. Как сообщил украинский штаб Операции объединенных сил: «Вследствие обстрелов с применением тяжелых вооружений со стороны вооруженных формирований Российской Федерации на участке водопровода коммунального предприятия «Вода Донбасса» произошел прорыв труб, что поставило под угрозу поставки питьевой воды для 1,3 млн жителей населенных пунктов Угледар, Докучаевск, Новотроицкое, Волноваха и Мариуполь».
Проблема минирования (умышленного или случайного) объектов гражданской инфраструктуры вызывает беспокойство Запада. В начале июня ее обсуждали министры иностранных дел стран «нормандской четверки». По итогам переговоров французский министр Жан-Ив Ле Дриан сообщил, что Германия и Франция могут принять участие в разминировании территорий. При этом он подчеркнул: «Базовые гражданские объекты инфраструктуры, такие как фильтрационная станция в Донецке, должны быть лучше защищены».
Пока обстрелы не прекращены, эффективность защиты вызывает сомнения. Поэтому специалистам приходится по несколько раз проводить разминирование и ремонт одних и тех же объектов. Ранее Ирина Геращенко сообщила, что в опасной зоне с украинской стороны работают 39 групп саперов численностью 164 человека. Большинство – саперы ВСУ, но к работам привлечены также сотрудники Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, Государственной специальной службы транспорта, другие специалисты. Ранее сообщалось, что правительства западных стран помогали Украине решить текущие проблемы с разминированием объектов.
Системно проблема не решена. Министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Вадим Черныш весной сказал Радио «Свобода», что в потенциально опасной зоне проживают сотни тысяч людей: «Разминирование – это не только уничтожение мин или остатков боеприпасов… Нужно маркировать территорию, обучить местных жителей…» Он напомнил, что в Хорватии разминирование продлилось около 20 лет: «Хорватия потратила чуть более 800 млн долл. на разминирование своей территории, чтобы там можно было пахать, сеять, строить». Украине, по словам чиновников, может потребоваться не меньше времени и даже больше средств для разминирования Донбасса.
Президент организации «Международное антитеррористическое единство» Александр Дичек, по сообщению «Укринформа», заявил на пресс-конференции: «Гуманитарное разминирование измеряется тремя цифрами: площадь разминирования (более 7 тыс. кв. км), время (один год минирования равняется 10 годам разминирования), средства». Последний вопрос, по словам Дичека, требует помощи партнеров. Военные эксперты, опрошенные изданием «Зеркало недели», ранее пояснили: «Если себестоимость мины колеблется в пределах от 3 до 30 долл., то на ее обезвреживание нужно потратить 300–1000 долл.».
В прошлом году стало известно об учреждении специального трастового фонда НАТО для разминирования Донбасса. Весной с.г. вице-премьер украинского правительства Иванна Климпуш-Цинцадзе заявила, что фонд «наполняется не так, как этого бы хотелось». По ее словам, в фонде было около 100 тыс. евро: «Это неудовлетворительное пока еще наполнение этого фонда. Но мы работаем. И тут нужно работать со странами альянса, так как именно они делают свои взносы в тот или иной фонд НАТО».
Эксперты ранее отмечали, что на Западе не понимают, кто в системе украинской власти ответственен за разминирование Донбасса. И когда могут начаться системные работы по очистке территории. Ведь последнее зависит от сроков урегулирования. Пока украинское правительство готовило документы об имплементации соглашения Украина–НАТО о трастовом фонде для разминирования Донбасса, Верховная рада занималась подготовкой законопроектов. Их текст пока не обнародуется. Известно только, что Киев может утвердить привлечение западных специалистов к работам по разминированию.
Источник «НГ» отметил, что готовящиеся законопроекты не связаны с планами Киева относительно неподконтрольных территорий: «Никакого наступления не будет, не надо повторять глупости... Нам нужно очистить хотя бы ту территорию, которую мы контролируем (по ту сторону от линии разграничения разминирование требуется, но этим нужно будет заниматься после освобождения). По официальным данным, с 2014 года от мин в Донбассе погибло около 500 мирных жителей, среди них – дети. Мы не можем оставить все как есть, нужно решать проблему». Верховная рада собирается рассмотреть соответствующие законы именно сейчас, поскольку это требуется для активизации наполнения трастового фонда НАТО, считает эксперт.
Киев
комментарии(0)