Подавляющее большинство населения страны поддерживает Никола Пашиняна. Фото с сайта www.primeminister.am
Премьер-министр Армении Никол Пашинян прибывает завтра в Москву на переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным. Это его третья встреча с российским лидером после бархатной революции. И, очевидно, она может стать определяющей в межгосударственных отношениях по крайней мере на ближайший период. Москва, анонсируя визит армянского премьера, заявила, что надеется на откровенный диалог.
Российская сторона ожидает серьезного разговора на встрече президента РФ и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Об этом заявил помощник президента России Юрий Ушаков. «Много вопросов накопилось как с нашей, так и с армянской стороны», – сказал Ушаков, подчеркнув, что Москва надеется на откровенность Еревана.
Между строк можно уловить намек на то, что если армянская сторона намерена говорить об одном, а делать другое, то… лучше не надо. Из недавнего прошлого можно вспомнить, что желание и попытка перехитрить Кремль оказывались неудачной затеей для некоторых стран постсоветского пространства. Возможно, армянский премьер учел чужой опыт.
В официальном релизе говорится, что Путин и Пашинян обсудят ключевые вопросы развития российско-армянских союзнических отношений. Под этим, очевидно, надо понимать, что Москву могут интересовать следующие вопросы: неизменность курса Еревана; вероятность ревизии армянской стороной условий дислоцирования в Гюмри российской военной базы; отправка армянских военнослужащих в Сирию, договоренность о чем была достигнута с прежним руководством республики; судебные процессы над «VIP-персонами», в частности, теми, кто сегодня занимает ответственные посты в межгосударственных альянсах – ЕАЭС и ОДКБ; урегулирование карабахского конфликта.
По мнению директора Института Кавказа Александра Искандаряна, то, что сейчас происходит в российско-армянских отношениях, – попытка их рутинизации, каковая в целом царила при Серже Саргсяне. Пашинян же настроен на повышение их эффективности. «Не думаю, что сейчас можно говорить о резких подвижках, изменениях. Нынешнее положение продлится еще какое-то время. В Москве, видимо, будет обсуждаться политика, которую намерена проводить Армения. А она после транзита власти определяется только сейчас», – сказал «НГ» Искандарян.
По мнению независимого политического обозревателя Давида Петросяна, речь может пойти о линии не конкретно Пашиняна, а той части его команды, занимающей важные посты, которой не только не хватает профессионализма, но которая еще и ориентирована на другие центры политической силы. По словам эксперта, нет сомнений в том, что Пашинян стремится сохранить внешний курс Армении, но часть окружения подталкивает его к дисбалансу. В этом свете, считает Петросян, показательно увольнение советника по внешнеполитическим вопросам Арсена Харатяна сразу после недавнего визита канцлера Германии Ангелы Меркель. «Харатян присутствовал на закрытой части встречи премьера Армении и канцлера Германии. Вероятно, он позволил себе несогласованные высказывания, за что сразу же поплатился. Показательно то, что на совместной с Меркель пресс-конференции Пашинян особенно акцентировал на том, что не собирается пересматривать отношения с одними партнерами в угоду другим», – сказал «НГ» Давид Петросян, заметив, что премьер находится под давлением части окружения, которое настаивает на жесткой тональности диалога с Москвой. «Это просто глупо – с Россией так вести себя непозволительно, всегда помня о разновеликости. Кстати, и с другими державами тоже», – полагает эксперт.
Одним из противоречий Пашиняна с этой частью команды может заключаться в отправке армянских военнослужащих в Сирию. «Соответствующая договоренность была достигнута с бывшим руководством Армении. Пашинян не хочет ее нарушать. Речь о командировании связистов, военных медиков, саперов. Прозападная часть премьерской команды против этого, считая, что подобные действия чреваты осложнением отношений с США и в целом с Западом», – считает Давид Петросян.
Риторика Пашиняна не оставляет сомнений в том, что он не желает рисковать отношениями с Москвой. Но одних заявлений недостаточно. По мнению Петросяна, для того чтобы не было сомнений, нужно сотрудничество между ветвями власти, ведомствами двух государств, а в этом, не считая связей по военной линии, очевидная пробуксовка. На замечание «НГ», что в последнее время и в этой сфере не все гладко, учитывая участившиеся в Армении заявления о необходимости пересмотреть договор по российской военной базе, Петросян ответил, что подавляющая часть армянского общества понимает необходимость дислоцирования базы в Гюмри и на серьезном уровне этот вопрос не стоит.
«Против базы выступает небольшая часть радикалов вроде группировки «Сасна црер» («Неистовые сасунцы»), «прославившейся» захватом полицейского участка в июле 2016 года. Их заявления тиражируют СМИ определенной направленности, из чего и может сложиться впечатление о планах Армении пересмотреть договор по военной базе», – сказал «НГ» Петросян.
Об обеспокоенности процессами в Армении на состоявшейся на днях встрече в МГИМО заявил глава МИД РФ Сергей Лавров: «Россию тревожит, что ситуация в Армении продолжает бурлить... В частности, расследуются события 10-летней давности, происходят аресты». Министр под этим подразумевал, возможно, не только уголовные дела, возбужденные против экс-президента Роберта Кочаряна и бывшего командующего ереванским гарнизоном, ныне генсека ОДКБ Юрия Хачатурова, но и слухи о том, что за небезупречную экономическую деятельность к ответственности может быть привлечен бывший премьер Армении Тигран Саркисян, возглавляющий сегодня коллегию Евразийской экономической комиссии. Подобные действия армянских властей, считающих преследование бывших своих чиновников внутренним делом страны, что Россия под сомнение не ставит, тем не менее подрывают имидж созданных ею межгосударственных альянсов. По мнению Петросяна, власти республики поняли, что в отношении Хачатурова поступили скоропалительно, не приняв во внимание занимаемую должность, и вряд ли повторят ошибку нанесением удара теперь уже по репутации ЕАЭС.
Александр Искандарян, затронув в данном контексте фигуру второго президента, заметил, что Кочарян использует политику как способ избавиться от уголовного преследования. И если кто-то в Москве собирается делать на него ставку, то это бесперспективно. Поскольку он настолько непопулярен, что говорить о его возможном успехе очень наивно.
По мнению директора Института Кавказа, карабахский вопрос на переговорах Путина и Пашиняна, конечно, будет затронут. «Надо понимать, что внешняя политика Армении, карабахская проблема, взаимоотношения с Россией – все это взаимосвязано. И в линии Еревана в целом будет преемственность линии прежних властей. Никол Пашинян является сторонником возвращения представителей Карабаха в прямой переговорный процесс. Он об этом говорил всегда, а после прихода к власти стал говорить чаще», – сказал «НГ» Искандарян. Но включение Карабаха в переговоры зависит не только от желания армянского премьера.
комментарии(0)