Из Одессы в Москву можно будет добраться только через третьи страны. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Украина сможет отменить железнодорожное сообщение с Россией не ранее октября-ноября. Это утверждают источники «НГ», осведомленные о предполагаемой процедуре. Они же утверждают, что инициатива министра инфраструктуры Владимира Омеляна может остаться нереализованной. Уже сейчас ему приходится отбиваться от нападок по поводу того, что продукция фирмы его жены продается в России.
Жена Омеляна – известный в Украине модельер Светлана Бевза. Журналист Александр Дубинский обнаружил, что ее дизайнерская одежда продается через крупный интернет-магазин Farfetch. В том числе – на территории РФ, которую украинский министр считает «государством-агрессором», а поэтому предлагает разорвать все транспортные связи. Дубинский отметил, что министр хочет ввести запрет на поездки украинцев в Россию, «но не запрещает своей жене продавать там платья». Журналист сообщил, что лично проверил информацию, позвонив в московский магазин: «Московское представительство «с радостью привезет и доставит вам одежду» жены Омеляна по любому адресу в РФ. А также в Крым. Который бренд Bevza считает российским».
Новость, обнародованная Александром Дубинским, облетела украинские СМИ. Владимир Омелян вынужден был объясниться. Он сказал изданию «Страна», что его жена с 2014 года не сотрудничает с российскими магазинами. «Интернет-магазин Farfetch – это самый большой западный холдинг, который продает по всему миру…» – сказал министр. Он не исключил также возможности пиратских продаж.
Ситуация с женой министра осталась бы незамеченной. Для украинцев не является тайной тот факт, что товарооборот между Украиной и РФ растет (после обвала в 2014 года). Значит, страны торгуют. С января по апрель с.г., по данным Госслужбы статистики Украины, импорт товаров из РФ в Украину вырос на 31% и составил более 2,5 млрд долл. Экономисты отмечают, что основные статьи импорта – это уголь, нефтепродукты, минеральные удобрения. Экспорт украинских товаров в РФ за тот же период уменьшился на 11% и составил около 750 млн долл. Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин считает, что некоторые производители, несмотря на войну, восстанавливают прежние торговые связи. «Гораздо проще вести бизнес в привычном режиме, с привычными партнерами, особенно не беспокоясь о конкуренции, беспокоясь только о ценовых параметрах, которые достаточно легко можно отработать в теневых схемах. Теневые схемы на протяжении десятилетий отрабатывались на территории бывшего Советского Союза», – сказал он газете «Сегодня» после обнародования статистики за первый квартал.
Примерно в то же время Омелян напомнил о своей прошлогодней идее о запрете железнодорожного сообщения с Россией. Экономисты уже подсчитывали будущие убытки, когда Омелян уточнил: запрет коснется только пассажирских перевозок. Сейчас Украину и Россию связывают только маршруты «Украинских железных дорог»: поезда Киев–Москва, Харьков–Москва, Одесса–Москва, Киев–Харьков–Санкт-Петербург, Хмельницкий–Москва, Николаев–Москва, Львов–Москва и Кривой Рог – Москва. Кроме того, по территории Украины проходят транзитные маршруты поездов Кишинев–-Москва, Кишинев–Санкт-Петербург. Сезонно курсировал также поезд Баку–Харьков–Киев (транзитом по российской территории).
Омелян уточнил, что украинский запрет коснется только поездов «Украинских железных дорог». При этом он намекнул, что автобусное сообщение тоже может оказаться под запретом. Это означает, что пассажирам придется добираться через Молдавию или Белоруссию. Обсуждая новость, украинцы подсчитывают, насколько дороже обойдется такое путешествие, намного ли больше времени придется проводить в пути. Говорят, что можно добираться до границы, а затем пересаживаться на местные электрички, которые связывают приграничные области. Главный вопрос, которым задаются рядовые граждане, – по какой причине и ради чего сейчас власть собралась отменять железнодорожное и автобусное сообщение с Россией? Политологи тоже обращают внимание, что Владимир Омелян не дал понятного ответа на этот вопрос.
В ходе брифинга он сказал, что до 2014 года пассажиропоток в российском направлении достигал 4 млн человек в год, сейчас сократился в пять раз. Поэтому, мол, можно будет перенаправить составы по другим маршрутам. Правда, эксперты отмечают, что именно российское направление до сих пор приносило 300–350 млн долл. «Украинским железным дорогам» и было наиболее прибыльным. Омелян убежден, что убытков не будет. Вторую причину готовящегося запрета, о которой он сказал на брифинге, можно назвать политической. «Любой украинец, находящийся на территории РФ, под надуманными предлогами может быть арестован, задержан, в конце концов убит», – процитировали слова министра СМИ. Чтобы этого избежать, Омелян порекомендовал украинцам работать на родине или ехать в Европу.
В Киеве допускают, что идею с отменой железнодорожного сообщения постигнет та же участь, что и идею визового режима. Научный руководитель фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива Алексей Гарань сказал в комментарии израильскому телевидению, что Владимир Омелян обнародовал информацию не как новость, а как предложение: «Не сказал, кто и когда будет принимать решение».
В соцсети министр сообщил, что уже подписал некий «исторический документ». Однако источник «НГ» утверждает, что речь идет о министерском распоряжении: «В прошлом году был подготовлен проект решения о прекращении пассажирского транспортного сообщения с РФ. Теперь министр своим распоряжением выносит его на рассмотрение кабинета министров, только и всего». Если правительство внесет этот вопрос в повестку дня после сезона отпусков, то не ранее конца августа – начала сентября. Процедура предполагает, что это правительственное решение должно быть рассмотрено Советом нацбезопасности и обороны (СНБО), который примет окончательное решение. Его выполнение начнется не ранее чем через полтора месяца, ведь билеты на поезда в Украине продаются за 45 дней до даты отъезда. Следовательно, те пассажиры, которые уже купили билет, должны будут получить услугу.
Эксперты в Киеве отмечают, что идея министра может быть рассмотрена на СНБО и без голосования в правительстве. Но говорят, что это произойдет в том случае, если Омелян заручится поддержкой людей, близких к президентской команде. «Главное – для чего это делается, кому выгодно? Там есть подводные течения: ранее премьер-министр Владимир Гройсман вывел «Украинские железные дороги» из подчинения Мининфраструктуры и переподчинил напрямую правительству. Это не понравилось отраслевому министру… Теперь он предлагает отобрать у железных дорог самое прибыльное направление», – сказал источник «НГ». Он обратил внимание и на другой факт: «В СМИ незаметно проскочила новость о том, что готовится новый порядок выдачи разрешений на автобусные перевозки пассажиров по межгосударственным маршрутам… Под шумок могут отобрать лицензии у тех, кто работает, выдать другим. Если поезда ходить не будут, то эти «другие» автоматически получат в свои руки сверхприбыльный бизнес». Собеседник считает, что нападки на жену министра могут свидетельствовать о том, что у Владимира Омеляна сильные противники: «Через две недели – начало нового политического сезона, там – старт предвыборной кампании. Посмотрим, что будет к октябрю: то ли поезда в Россию отменят, то ли правительство в отставку отправят. Всякое возможно».
Киев
комментарии(0)